Чтобы добраться до школы водительского мастерства BMW Driving Experience в будний день придется потратить за рулем в среднем полтора часа; именно столько в среднем занимает поездка до подмосковных Сорочан, где преподается большая часть предлагаемых компанией курсов.
Программа – довольно разнообразная и включает в себя несколько типов подготовки: контраварийную, спортивную, зимнюю. Сюда же добавили отдельно обучение на автомобилях M-серии и мотоциклах. Преподаватели — действующие раллийные гонщики.
Перед практикой проходим обязательные 90 минут теории, из которой становится ясно, что сидеть за рулем лучше ниже, чем выше (получается больше обзорность), в заносе руль поворачивать туда, куда нужно ехать, а на асфальте, даже если стоит ABS, - оттормаживаться в пол. После душной аудитории начинается практика на треке, разделенном на зоны пластиковыми конусами.
Причем, чтобы получить навыки спортивного вождения, необходимо пройти скоростной или интенсивный курс из программы контраварийной подготовки. Всего их там пять: самый простой для «чайников» – «базовый»: за 12 000 рублей инструктор объяснит, для чего нужна каждая кнопка в автомобиле, и поездит пару часов вместе с обучаемым. Самый продуктивный – «интенсивный»: за 34 000 рублей длится два дня и включает в себя уже обучение контраварийной и экстремальной езде.
Обучение собравшихся водителей начинает инструктор Алексей Лукьянюк. После разминочной «змейки» наступает черед работы с заносами.
Инструктор рассказывает, как правильно спровоцировать занос автомобиля на мокрой трассе и выйти из него.
Казалось бы, чего тут сложного – дернуть ручник, а затем отпустить, однако в реальной дорожной ситуации машину начинает нести гораздо больше из-за чрезмерного газа в повороте. «Именно так мы и будем поступать: сначала разгоняем автомобиль, затем резко даем газ, отпускаем и выравниваем автомобиль в направлении поворота. В идеале мы должны добиться, чтобы проходить круг на полном заносе», - заключает инструктор.
Резко нажимаю на газ в повороте, и в следующий момент машина делает «восьмерку» по обильно политому водой для лучшего скольжения асфальту. «Автомат» тут же морзянкой выказывает все негативное свое отношение к такому вождению. «Слишком медленно крутили рулем. В следующий раз будьте расторопнее», - подводит итог инструктор.
Следующее упражнение — экстренное торможение перед препятствием. Сперва идет разгон, затем торможение перед имитацией препятствия и уход в соседний ряд.
В теории это должно не только спасти водителя от травм, но и сохранить автомобиль. На практике же оказалось, что эффективное выполнение этого упражнения возможно только до 75 км/ч, если быстрее – автомобиль не успевает затормозить и цепляет «препятствие» задним правым крылом. В BMW потом уточнили, что на самом деле это упраженение возможно удачно пройти до 160 км/ч, просто точка торможения была установлена именно под «городскую» скорость.
Под конец дня специалисты школы приготовили полицейский разворот – вещь, эффективную, чтобы поразить воображение впечатлительной барышни, но почти неприменимую в реальной жизни. В кино все кажется просто. Но вот пока слушаешь теорию, кажется, что это никогда не запомнить. Разгоняюсь задом до 40 км/ч, коробку в нейтральное положение, чуть вправо рулем и тут же влево до упора, а затем снова вправо до «нуля» и машина разворачивается на 180 градусов, продолжая катится по инерции.
Есть автомобили, которыми невозможно управлять без специальных навыков. Из всего модельно ряда BMW только M-семейство действительно их требует. Какой урок вынести из ее посещения, владельцы гражданских версий вынесут сами.