По заказу «Газеты.Ru» аналитики провели исследование динамики транспортной ситуации в Москве в I квартале 2012 года в сравнении с показателями 2011 года. Эксперты компании «Геолайф», которая занимается исследованием трафика в столице, пришли к выводу, что средние скорости в городе в будние дни упали во всех районах города. При построении отчета они обработали 850 млн данных, переданных из автомобилей, проехавших по городу 16,5 миллионов километров.
Выяснилось, что устойчивая тенденция к снижению средних скоростей происходит в пределах Садового кольца.
Здесь автомобили стали медленнее двигаться на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Так, средняя скорость в будние дни в январе--марте 2012 года составила 17,2 км/ч, в то время как всего год назад автомобили передвигались в эти месяцы по центру со скоростью 20,2 км/ч. В выходные дни скорости на Садовом кольце не изменились и составили 24 км/ч.
Ухудшилась ситуация в деловом центре города, то есть на территории внутри Третьего транспортного кольца за исключением Садового кольца. «В будние дни, характеризующиеся наиболее высокой деловой активностью в этой зоне, средние скорости движения автотранспорта упали на 16% относительно аналогичного периода 2011 года, — констатирует аналитик «Геолайфа» Михаил Каштанов. — Значение средних скоростей вплотную приближается к отметке 20 км/ч, что свидетельствует о значительных затруднениях движения по всему исследуемому участку». В будние дни с 6 до 20 часов средняя скорость здесь в текущем году составила 21,4 км/ч против 25,4 км/ч в прошлом. При этом неожиданно здесь выросла скорость в выходные дни: рост с 24,2 км/ч в 2011-м до 33 км/ч в этом году, то есть в субботу и в воскресенье машины стали ездить на 36% быстрее. «Ввиду того что зависимости от внешних факторов, таких как погодные условия и действия городской администрации, в этих изменениях не прослеживается, столь значительный рост можно связать с отказом большого количества автомобилистов от поездок в эту часть города в выходные», — комментируют тенденцию в «Геолайфе».
В остальной части города (в границах МКАД без учета предыдущих зон), по накопленным данным, отмечается непрерывное ухудшение дорожной обстановки.
Средняя скорость движения транспорта по будням в I квартале 2012-го года упала на 4%. Здесь уже в будние дни скорость снизилась с 25,4 км/ч в 2011-м до 24,3 км/ч в выходные. «Снижение скоростей было стабильным в течение всего периода исследования, — говорит Михаил Каштанов. — Лучшие показатели по сравнению с центральными районами столицы в данном случае объясняются тем, что улично-дорожная сеть в этой части города является более протяженной и сохраняет некоторые резервы пропускной способности за счет перетекания трафика на менее напряженные участки».
Эксперты считают, что в целом ситуация в Москве ухудшается в связи с ростом автопарка, проведением ремонтных работ на ряде магистралей и введением полос для общественного транспорта; резервы пропускной способности улично-дорожной сети падают до критической отметки. «В дальнейшем, если не принимать решительных мер, ситуация усугубится: будет наблюдаться снижение средних скоростей вплоть до полной остановки движения», — прогнозирует аналитики.
Между тем столичные власти считают, что ситуация в городе будет улучшаться только в кульминацию реализации мероприятий транспортной программы, рассчитанной до 2016 года. «Не ждите быстрого улучшения: нужно провести целый комплекс мероприятий – на это программа на пять лет и рассчитана, — прокомментировали снижение скоростей в департаменте транспорта Москвы, добавив, что аналогичных исследований не проводят. – Нужно отдавать себе отчет: это не сказка и не волшебство, и по мановению волшебной палочки ситуация в городе не изменится».