Красногорский городской суд принял к рассмотрению независимую экспертизу вокруг обстоятельств автокатастрофы на Новорижском шоссе, произошедшей почти два года назад, но судебные прения по которой продолжаются до сих пор. На скамье подсудимых оказался молодой ученый вирусолог Петр Дмитриев. По обвинению в ДТП со смертельным исходом, в котором он сам получил тяжелые ранения, ему грозит 4,5 года колонии общего режима. На виновности Дмитриева настаивает следствие и ссылается на материалы официальной экспертизы, а также на свидетелей и участников аварии, которые в ходе следствия существенно меняли свои показания. При этом сторона защиты, правозащитники и независимые эксперты уверены в невиновности ученого.
Автокатастрофа на Новой Риге
Авария произошла 2 мая 2010 года примерно в 23.10 мск. 23-летний Петр Дмитриев за рулем своего автомобиля Mitsubishi Mirage ехал по Новорижскому шоссе в сторону Москвы в правой крайней полосе (всего по три полосы в каждом направлении, потоки разделены отбойниками). На переднем пассажирском сиденье находилась его сестра Анна. Шел сильный дождь. На 26-м километре трассы автомобиль передним правым колесом наехал на колею с водой. Иномарку занесло, несколько раз развернуло. В итоге автомобиль остановился поперек дороги в правой крайней полосе. Затем на высокой скорости в левый бок Mitsubishi Mirage врезался Fiat Punto, следовавший в попутном направлении. Fiat от удара отбросило влево на среднюю полосу шоссе. После этого его протаранил автомобиль Chevrolet Viva, также двигавшийся в сторону Москвы.
В аварии пострадали трое. Тяжелые травмы получил водитель Mitsubishi Петр Дмитриев. От удара он потерял сознание и пришел в себя, когда его уже достали из салона автомобиля. После ДТП он еще 20 дней находился на стационарном лечении. За рулем «Фиата» находилась 51-летняя преподаватель музыки Марина Брагинская. Ее ранения медики квалифицировали как тяжкий вред здоровью, в больнице она пролежала три месяца. Серьезная травма головы сделала Брагинскую инвалидом 2-й группы. Ее дочь Марина, находившаяся на переднем пассажирском сиденье, получила незначительные травмы. На заднем диване «Фиата» находилась мать Марины Брагинской-старшей – 71-летняя пенсионерка Ирина Ермакова. В аварии она получила тяжелые ранения и на 11-й день скончалась. И хотя на момент ДТП она была сильно пьяна (7,7 промилле алкоголя в крови — это состояние комы, если не было ошибки), врачи пришли к выводу, что смерть наступила в связи с травмами, полученными в ДТП. Водитель Chevrolet Александр Жилин и двое его пассажиров в аварии серьезных травм не получили.
Первые показания после ДТП
Сразу после аварии инспекторы ДПС опросили участников и свидетелей автокатастрофы. Петр Дмитриев и его сестра рассказали, что они ехали со скоростью примерно в 70 км/ч. После того как машину занесло из-за наезда на лужу, двигатель заглох. Сестра попросила Петра включить аварийную сигнализацию и завести автомобиль. Он несколько раз повернул ключ в замке зажигания, однако мотор не поддавался. По словам сестры, в этот момент она заметила, как примерно в километре в их сторону стремительно приближается свет фар автомобиля. Через несколько секунд красный Fiat Punto протаранил их в левый бок.
Дочь водителя Fiat Марина Брагинская-младшая в своих первых показаниях заявила, что ее мать-водитель двигалась со скоростью 100 км/ч. Внезапно они увидели стоящую поперек машину с выключенными габаритами. Ее мать вывернула руль вправо, однако уйти от столкновения не удалось. Вместе с тем медики установили, что на момент ДТП водитель «Фиата» Марина Брагинская-старшая была нетрезва – приборы выявили в ее крови уровень алкоголя на уровне в 0,3 промилле (примерно бокал вина).
Водитель Chevrolet Александр Жилин в своих показаниях после ДТП сообщил, что двигался по шоссе со скоростью 70 км/ч. Когда он заметил аварию, то среагировать и уйти от столкновения не успел, он врезался в отскочившую после столкновения машину (Fiat), однако не вспомнил, в какую именно.
В документах инспекторов ДПС, выезжавших на место аварии, утверждается, что авария произошла в связи с тем, что нетрезвая женщина — водитель «Фиата» превысила скоростной режим.
Обвинительное заключение
Однако радикально изменились показания участников происшествия спустя несколько месяцев после автокатастрофы. Уже в обвинительном заключении утверждается, что Fiat двигался со скоростью не 100 км/ч, как показывала Марина Брагинская-младшая, а вдвое меньшей – 50 км/ч. При этом водитель «Фиата» после того, как увидела на дороге Mitsubishi, сразу нажала на педаль газа, а не просто попыталась уйти вправо, как изначально утверждала ее дочь. Также в обвинительном заключении не упоминается, что на момент ДТП водитель «Фиата» была пьяна. Снизилась и скорость Chevrolet – до 50–60 км/ч.
Кроме того, обвинение ссылается на результаты официальной экспертизы, которую провел старший технический эксперт ЭКЦ ГУВД Московской области. В ней утверждается, что Mitsubishi Mirage не просто находился в статичном состоянии поперек дороги, а двигался от правой обочины перпендикулярно проезжей части – об этом говорит характер повреждений. Эту же версию спустя несколько месяцев подтвердили водитель и пассажир Chevrolet, хотя в своих первоначальных показаниях они этого не указывали.
27 ноября 2010 года в отношении Петра Дмитриева следствие возбудило уголовное дело по части 3 статьи 264 УК «Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека» (до пяти лет лишения свободы). В обвинительном заключении говорится, что Петр Дмитриев «не избрал безопасную скорость для движения, не учел дорожные и метеорологические условия, проявил невнимательность к дорожной обстановке». Прокурор потребовал приговорить Петра Дмитриева почти к максимальному наказанию по этой статье – 4,5 годам колонии общего режима. Кроме того, молодому человеку сторона Брагинской предъявила гражданский иск на два миллиона рублей.
Экспертиза «синих ведерок»
Дело получило широкий общественный резонанс после того, как мать Петра Дмитриева разместила сообщение о судебном процессе в сообществе «синих ведерок». В итоге независимый автотехнический эксперт и трасолог Юрий Антипов провел собственное расследование обстоятельств происшествия. В процессе своего исследования он приходит к выводу, что Fiat столкнулся с неподвижным автомобилем Mitsubishi Mirage, – это становится ясно из-за симметричной деформации конструкций кузовов машин. Кроме того, сторона защиты указывает на существенные различия в показаниях свидетелей и участников ДТП.
После того как дело получило широкую огласку, судья впервые пошел навстречу стороне Дмитриева и отправил дело на доследование. Следующее заседание назначено на 16 марта 2012 года.