Российский завод Fiat будет построен под Санкт-Петербургом. О том, что принципиальное решение по размещению сборочной площадки итальянского автопроизводителя принято, сообщил в среду председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга Алексей Чичканов.
«Принципиальное решение о размещении завода в Петербурге принято. Компания нашла серьезного российского партнера, а именно в этом и была основная проблема. Ожидаем, что до конца первого квартала подпишем меморандум о строительстве завода, — приводит слова чиновника РИА «Новости». — Сейчас надо оценить объемы господдержки, которая будет оказываться заводу».
По словам Чичканова, завод, который планируется построить, помимо сборки будет иметь штамповочное производство; место для него уже подобрано. Вместе с тем, уточнил чиновник, до подписания меморандума «еще довольно большой путь».
«Мы должны ещё оценить те преимущества, которые принесет нам строительство нового завода в автокластере, и оценить те меры господдержки, которые мы традиционно предоставляем участникам автокластера», — заявил он. Подробностей проекта Чичканов не раскрыл. Не комментируют планы также Fiat и Минпромторг, ответственный за развитие автопрома в России.
В начале 2011 года, в период заключения новых соглашений о промышленной сборке автомобилей в России, когда взамен на продление таможенных льгот автокомпании и их альянсы взяли на себя повышенные обязательства по объемам производства, Fiat подал свою заявку самостоятельно. Переговоры о создании СП с российской компанией «Соллерс» были прекращены, и та объявила о стратегическом партнерстве с Ford.
В июне Fiat получил возможность реанимировать нереализованное соглашение о промсборке в России, заключенное в 2007 году с ООО «Савеко» (СП Iveco и нижегородского «Самотлор-НН»). Согласно старым условиям промсборки, Fiat обязуется построить завод с производственной мощностью в 25 000 автомобилей ежегодно. При этом в течение 4,5 лет с момента открытия завода полного цикла производитель должен локализовать в России производство трети компонентов, а по дополнительному соглашению он взял на себя обязательство открыть производственные мощности на 120 тысяч автомобилей в год и организовать выпуск двигателей.
По информации двух осведомленных источников Reuters, «крупный российский партнер», с которым Fiat ведет переговоры, — это Сбербанк, но разработка бизнес-плана пока находится на начальной стадии. «Переговоры на начальной стадии, никаких параметров проекта еще нет», — сказал один из источников агентству.
От официальных комментариев относительно переговоров с итальянской компанией в Сбербанке отказались.
Старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что на решение Fiat строить завод под Санкт-Петербургом оказали влияние два основных фактора – наиболее удобная логистическая инфраструктура для контейнерных перевозок (автокомпоненты доставляются контейнерами), а также наличие нескольких заводов других иностранных автопроизводителей.
«В Санкт-Петербурге уже построены несколько заводов, которые собирают автомобили других иностранных брендов. В дальнейшем автокомпонентная база для производства иномарок в регионе также будет развиваться», — пояснил аналитик «Газете.Ru». Вместе с тем для увеличения привлекательности автомобилей Fiat в России потребуется серьезное обновление и адаптация модельного ряда.
В настоящий момент продажи автомобилей Fiat в России невелики. По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по ноябрь включительно в нашей стране реализовано 25 948 легковых и легких коммерческих автомобилей Fiat, что на 37% больше аналогичного периода прошлого года. В это число входит и коммерческий Fiat Ducato, сборка которого продолжается на заводе Sollers в Елабуге. Дела у конкурентов итальянской компании в России идут значительно лучше. Компания Ford в тот же период реализовала 104 831 автомобиль, Volkswagen – 104 227 машин, а Opel – 60 881.