— Новая система техосмотра автомобилей вводится уже в будущем году, и многих автовладельцев в разных регионах волнует стоимость этой услуги и ее возможное подорожание. Когда Минэкономразвития разработает окончательную формулу расчета и можно будет точно сказать, сколько именно будет стоить техосмотр в каждом регионе России?
— Установление предельного размера платы за проведение технического осмотра относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это напрямую зафиксировано в Федеральном законе № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств». Плата должна быть рассчитана исходя из методики определения цены, установленной приказом ФСТ России от 18 октября 2011 года № 642-а «Об утверждении Методики расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра». В свою очередь, эта методика построена на расчетах исходя из показателей, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». Такая вот сложная конструкция. Специально называю данные нормативных правовых актов, чтобы читатели понимали, из чего вытекает расчет стоимости техосмотра.
Так как главный документ, на котором зиждется весь расчет, уже подписан, каждый регион в декабре месяце должен просчитать все составляющие величины платы и, соответственно, ее утвердить. Со своей стороны, правительство Российской Федерации организует мониторинг данного процесса, чтобы не получилось, что к 1 января 2012 года в каком-то из субъектов такая плата была не установлена или ее величина была несоразмерна необходимым расчетам. Думаю, что первые акты субъектов на эту темы мы увидим уже на этой неделе.
— Какой будет предельная стоимость ТО? Цифры в настоящее время называются самые разные – и 2000 рублей, и около 900. Ведомствам, отвечающим за проведение реформы, удалось прийти к устраивающей всех цифре?
— Сколько будет стоить техосмотр, действительно вопрос не простой. Я поясню, почему. Исторически, и я не скажу ничего нового в этом вопросе, данная система существовала большей частью за рамками правового поля. Талон о проведении технического осмотра можно было купить совершенно спокойно в интернете, с доставкой на дом. Разумеется, в этом случае стоимость услуги возрастала, что, соответственно, генерировало повышенный доход оператора технического осмотра по итогам ее оказания.
Чем больше оказывалось таких услуг, тем, соответственно, больше становилась прибыль оператора, и в какой-то момент он говорил сам себе: «Зачем я вообще содержу сотрудников, плачу аренду, если можно зарабатывать деньги только на доставке талонов на дом?» В общем, интерес к собственному бизнесу у него утрачивался, и поэтому как таковая цена на прохождение услуги по техническому осмотру, установленная в его регионе, его уже интересовала слабо. Факты, когда количество талонов о техосмотре, выданных на пункте технического осмотра, заметно превосходили возможности оператора, не единичны.
С другой стороны, существует и бизнес, который хочет работать честно. И когда мы посмотрели бизнес-процесс такого пункта, то увидели, что возможностей работать без оказания «левых» услуг, в общем-то, немного. Увеличиваются тарифы, взносы в страховые фонды, аренда, а плата в регионе за оказание услуги остается все это время неизменной.
Поэтому, когда началась вся реформа системы технического осмотра, вопрос установления справедливой, я подчеркну это слово, цены был нами поставлен совместно с другими ведомствами приоритетным.
На мой взгляд, эта планка на сегодня ни коим разом не должна превышать сумму в 2000 рублей, но и не должна также оставаться на том уровне, на котором существовала ранее, провоцируя бизнес заранее искать серые схемы для получения прибыли. В Москве и Санкт-Петербурге ниже 1000–1100 рублей она установлена быть не должна. Однако в отдельных регионах она вполне может быть и ниже этой цифры.
— От каких критериев зависит размер платы?
— Главный критерий – это нормочас работы. Например, для легковых автомобилей он теперь равен 30 минутам. Второй критерий – расходы оператора технического осмотра на оказание этой услуги. Третий – возможная прибыль оператора. В методике, утвержденной ФСТ России, есть несколько формул, на основании которых рассчитывается собственно размер платы. Единственное, что отмечу со своей стороны: данная методика не учитывает ряд важных факторов, таких, например, как территориальная доступность и количество транспортных средств, от которых формируется спрос на оказание услуги по техосмотру.
— С чем связано введение повторной оплаты инструментального контроля, если эксперт обнаружит неисправность и отправит автовладельца устранять ее, а также необходимость оплаты повторного осмотра?
— Если ранее услуга по техническому осмотру являлась государственной и, соответственно, каждый автолюбитель уплачивал государственную пошлину, в которой эта услуга, по сути, присутствовала, то теперь с учетом того, что рынок становится полностью частным, а госпошлина у нас выпадает, такая оплата становится необходимой. Автолюбитель защищен заключенным договором, а также выданной ему диагностической картой, где зафиксированы те нарушения, которые необходимо устранить.
— Удастся ли перевести процедуру техосмотра полностью в электронный вид и избавиться от бумажных диагностических карт или это нововведение будет отложено?
— Это, безусловно, будет сделано, но не ранее чем в 2013 году. Для того чтобы вся система заработала, необходимо несколько программных решений, которые в настоящий момент только создаются.
— Каким образом будет контролироваться работа технических экспертов и фиксация ими выявленных неисправностей? Планируется ли разработать какие-либо механизмы, в том числе экономические, которые смогут оградить граждан от возможной предвзятости или непрофессионализма специалистов, проводящих техосмотр?
— Главный принцип с этого времени – конкуренция. Если вам не понравится, как оказывается услуга, – вы в этот пункт больше не придете. Не придет десять человек – за день оператор ничего не заработает. Кроме того, пишите жалобы в Российский союз автостраховщиков – если это нарушение закона или требований аккредитации, то могут быть самые жесткие санкции с их стороны. Не стоит забывать о законе «О защите прав потребителей», он также полностью применим в данных отношениях.
— Сколько техцентров, по предварительным подсчетам, будут готовы получать аккредитацию и проводить техосмотры? Это для них желанная работа? Насколько возрастет число пунктов ТО?
— По нашим данным, к концу 2012 года по всей стране появится около 1000 пунктов технического осмотра. Дальше, возможно, будет больше. Кроме того, в 2014 году все действующие операторы будут проходить процедуру переаккредитации, соответственно, рынок снова изменится. Как мы раньше оценивали, общее количество пунктов технического осмотра по стране может быть около 10 тысяч.
— Планируется ли в зависимости от регионов и условий работы предоставлять какие-либо налоговые или другие послабления операторам техосмотра, проявлять определенную гибкость или критерии их работы будут жесткими и едиными для всей территории страны?
— Все зависит от региона и от методики расчета платы. По нашему мнению, в методику, как я уже раньше говорил, необходимо будет внести некоторые коррективы. Что касается каких-либо послаблений, то необходимо дождаться вступления закона в силу и на практике увидеть результаты реформы. В том, что законодательство будет еще правиться и улучшаться, сомнений нет, уверен, что и перегибы на местах еще будут. Со своей стороны, замечу, что Минэкономразвития России всегда будет внимательно относиться как к проблемам автолюбителей, так и операторов технического осмотра, и открыто для диалога со всеми участниками процесса.