Крупные долги Таганрогского автозавода (ТагАЗ), практически обанкротившегося в кризис из-за спада производства, будут реструктурированы, а сам завод заключит трехстороннее соглашение с Минпромторгом и властями Ростовской области, чтобы продолжить производство автомобилей. Об этом в четверг на специальном совещании объявил премьер-министр Владимир Путин. По его словам, между ТагАЗом и его основным кредитором, государственным ВТБ, будет подписано соглашение о снижении процентной ставки по кредитам в два раза.
«В условиях кризиса вы брали кредиты под достаточно большие проценты. На сегодняшний день это избыточные проценты. Банк ВТБ идет навстречу предприятию, снижая почти в два раза процентную ставку по кредитам, и готов к реструктуризации», — объявил Путин.
Ранее ВТБ посредством многочисленных судебных исков добился взыскания с «ТагАЗа» многомиллионного долга, а также ареста оборудования предприятия. По итогам кризисного 2009 года ТагАЗ задолжал кредиторам около 20 млрд рублей. В 2010 году ему удалось достичь договоренности о реструктуризации долгов со многими кредиторами, но не с ВТБ.
В 2010 году банк подал к заводу и выиграл серию исков. Их суммы, в частности, составляли, 726 млн рублей, 774 миллиона рублей, $38,6 млн, $70 млн, $60 млн. В уплату долга взыскание было наложено на производственное оборудование завода.
В ходе тяжбы ТагАЗ добился отсрочки исполнения решения по одному из исков. Также на конец декабря намечено рассмотрение иска о банкротстве ТагАЗа, инициированного ВТБ. Как заявил Путин, обязательным условием спасения завода станет развитие производства и углубление его локализации, которое будет проводиться с партнерами завода из корейской Hyundai.
«Надо с ними проводить серьезную работу, имея ввиду общие требования по развитию российского автопрома. А без глубокой локализации, причем по основным компонентам и узлам, имеются ввиду двигательные установки, трансмиссия, лакокрасочное производство, мы обойтись не сможем», — резюмировал он.
При этом ожидается подписание трехстороннего соглашения между заводом, Минпромторгом и властями Ростовской области. На самом ТагАЗе от комментариев по поводу реструктуризации долгов и дальнейшего развития отказываются, как и в российском офисе Hyundai. Оперативный комментарий Минпромторга получит не удалось.
По мнению эксперта, развитие производства на ТагАЗе автомобилей корейского Hyundai связано с давними деловыми отношениями компаний: их сотрудничество началось в 2001 году, а сборка Hyundai Accent в Таганроге стартовала в 2004-м.
«Производство на ТагАЗе достаточно универсальное. Кроме того, с компанией Hyundai завод связывают давние отношения, однако ТагАЗ имеет достаточно крупные долги. Но если финансовые проблемы решатся, там возможно развивать сборочное производство», — говорит исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.
На основном конвейере ТагАЗа одновременно возможно собирать до шести моделей автомобилей объемом до 180 тысяч в год. Также он располагает сварочным и окрасочным производством. В настоящее время ТагАЗ выпускает автомобили Hyundai, а также китайские Chery под собственным брендом Vortex. В первом полугодии 2011 года он произвел 13 315 автомобилей 13 моделей, в данный момент в структуре производства завода преобладают модели марок Vortex – 46,2% и Hyundai – 41,7%. Наибольшим спросом пользуется кроссовер Vortex Tingo (Chery Tiggo).