Идею столичных властей по внедрению выделенных полос для общественного транспорта подвергли критике теперь и представители партии власти, которые сами оказались вынуждены простаивать в пробках. Как сообщает газета «Коммерсант», накануне депутаты Мосгордумы высказали серьезные претензии руководству департамента транспорта. «За последнее время я стал ездить на работу по Ярославскому шоссе в полтора раза дольше, — пожаловался депутат Александр Крутов. — Вдоль шоссе каждые полторы минуты ходят электрички. А нам говорят: «Садитесь в автобусы, мы для них полосу сделали». Совершенно непонятное решение». «Есть места, где организация полос приводит к транспортному коллапсу,— вторил ему депутат Валерий Скобинов. — На Волоколамском шоссе пробки теперь растягиваются до метро «Тушинская» — такого никогда не было».
Практика внедрения выделенных полос общественного транспорта успешно применяется в мировых мегаполисах.
Столичные чиновники любят ссылаться на зарубежный опыт. Но когда, казалось бы, правильная идея начинает воплощаться в одном из самых коррумпированных и густонаселенных госслужащими мегаполисов, ее реализация может обернуться провалом.
В Москве в этом году разметка для общественного транспорта появилась на проспекте Андропова, Ленинградском проспекте, Щелковском шоссе, Волоколамском шоссе, проспекте Вернадского, Пятницком шоссе и Севастопольском проспекте. Согласно транспортной программе на 2012–2016 годы, в Москве для автобусов и троллейбусов будет выделено 312 километров полос. В среднем одна такая полоса сужает остальную проезжую часть на 30%. При этом парк общественного транспорта не только не вырастет, но даже сократится. Власти закупят автобусов и троллейбусов на 88 млрд рублей, однако новые машины просто придут на смену старым. Так, по состоянию на 2011 год в Москве работают 13 000 автобусов, через пять лет их будет 12 100, число троллейбусов с 1668 увеличится до 2120. Метро, которое уже сильно переполнено, в основном будет развиваться за счет точечного открытия новых станций.
Каким образом меньшее количество общественного транспорта будет перевозить новых потенциальных пассажиров, согласившихся отказаться от автомобилей, неизвестно. Однако уже сейчас на некоторых направлениях, где наземный общественный транспорт действительно востребован, пассажирам приходится буквально сидеть друг на друге. Одновременно на некоторых направлениях по спецполосам проезжают полупустые троллейбусы, так как маршруты либо не востребованы, либо дублируют ветки метро.
Последний анализ пассажиропотоков в городском транспорте проводился еще при Борисе Ельцине. Поэтому меры по введению полос основываются на неактуальных статистических данных.
Именно такой казус произошел на Звенигородском шоссе, где спецполоса появилась, а маршрутов общественного транспорта не было.
Кроме того, стоит учитывать, что лишь в редких случаях из одной точки в другую по Москве можно добраться наземным общественным транспортом без пересадок. В среднем автобусы и троллейбусы ходят с интервалом 8–10 минут. Редкий автовладелец поменяет комфортный автомобиль, пусть даже и в пробке, на перспективу мерзнуть в ожидании маршрутки. При этом власти прогнозируют, что время в пути на работу и с работы сократится всего на 15 минут и составит час.
Изначально предполагалось, что по выделенной полосе смогут ездить 25 тысяч такси. Однако в итоге правительство отказалось от этой идеи, признав, что не может контролировать рынок таксомоторных перевозок.
«Боюсь, что богатые перекрасят свои машины и зарегистрируют их как такси», — пошутил на эту тему мэр Сергей Собянин.
Зато эту полосу уже освоили машины чиновников. И если рядовых автомобилистов еще может отпугнуть штраф (сейчас он составляет 300 рублей, а с 1 июля 2012 года поднимется до 3000 рублей), то за служебные автомобили госслужащих рассчитываются их ведомства.
Согласно данным независимых исследований, практически на всех магистралях со спецполосами наблюдается снижение средней скорости движения автомобилей от 8% до 43%. Из-за этого скорость потока падает и на прилегающих транспортных артериях. Скорость общественного транспорта на этих участках выросла на 5–8 км/ч.
Столичные власти пытаются решительными инициативами спасти город, парализованный ежедневными пробками. Однако, прежде чем идти на радикальные меры, критически важно было провести глубокий анализ транспортной ситуации и исследовать весь пассажиропоток. Ведь, говоря словами научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, не поставив диагноза, невозможно вылечить больного.