Чиновники ФАС намерены проверить возможную связь мэра Ульяновска Александра Пинкова с компанией «АМС-авто», которая занимается выпуском китайских грузовиков и автобусов BAW на территории области. В мае этого года в городе разразился скандал, когда местные чиновники решили ликвидировать трамвайное движение в центральной части города, чтобы пустить по этим маршрутам 100 новых автобусов BAW. И только после акций протеста городские власти отказались от этой идеи. Однако летом город все равно закупил 35 автобусов BAW 2245 Street стоимостью 1,4 млн рублей каждый.
Как сообщили «Газете.Ru» в министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области, в рамках областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2011–2018 годах» будет приобретено еще 135 автобусов.
На фоне этого интереса местных властей к китайским автобусам журналисты и общественники стали обвинять мэра в лоббировании интересов «АМС-авто».
В 2005 году Пинков, когда он еще не был мэром, входил в состав совета директоров ОАО «Автодеталь-сервис» — один из основных активов «АМС-авто». Председателем совета директоров «Автодетали» на тот момент был Александр Елюкин, который сейчас занимает пост первого заместителя мэра.
По информации официального отчета ОАО «Автодеталь-сервис» за второй квартал 2011 года, ни Пинков, ни Елюкин в совете директоров не числятся – они пребывают на государственной службе. Однако в списке акционеров появились два новых имени – Екатерина Пинкова и Ольга Попова. Это дочери действующего мэра Ульяновска, каждая из которых имеет почти по 12,5% акций ОАО. То есть суммарно на руках у женщин 25% акций предприятия. Сам мэр никогда своей связи с «АМС-авто» не признавал.
59-летний Александр Пинков – один из самых видных членов партии «Единая Россия» в Ульяновской области, долгое время был одним из топ-менеджеров Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), ветеран труда. В 2005 году он занял пост замглавы администрации, а затем заместителя председателя правительства области. Мэром Пинков стал в 2010 году.
Начальник отдела товарных рынков регионального управления ФАС Марина Степанова сообщила, что ведомство намерено проверить закупку китайских автобусов городской администрацией. По ее словам, все частные компании должны находиться в равных условиях, а те или иные преференции «могут предоставляться только с согласия антимонопольного органа». «Мы посмотрим, предоставляются ли какие-то льготы этой компании. Если да, то каким образом», — заявила Степанова.
Пресс-секретарь главы города Дмитрий Глухов опроверг информацию о том, что Пинков лоббирует интересы частной компании.
Однако источник «Газеты.Ru» в объединении перевозчиков Ульяновска заявил, что городская администрация пытается устранить с рынка микроавтобусы «Газель», которые сейчас являются основным видом общественного транспорта в городе.
«Сейчас массово закупаются автобусы, однако эффективность их использования не просчитана. Мало того что возникает немало вопросов к качеству самой техники, так и сама перевозка пассажиров обходится бюджету весьма дорого. Проезд в автобусах в среднем стоит 11 рублей (в «Газелях» 13 рублей — «Газета.Ru»), при этом себестоимость проезда в них не менее 40 рублей, а эту разницу дотирует бюджет», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Впрочем вопрос не только в возможном лоббировании городскими властями интересов конкретного производителя. У перевозчиков имеется немало вопросов к качеству китайских автобусов. «Очевидно, что этот автобус совершенно недоработанный и сырой, — говорит ульяновский предприниматель Юрий Петин, эксплуатирующий BAW Street. — Главные претензии к колесам и тормозам: за пройденные 30 тысяч километров четыре колеса лопнули «на выстрел» — два лопнули на 9 тысячах, еще два на 26 тысячах пробега. У моего знакомого, у которого такой же автобус, тоже колеса взрываются на ходу. В жару автобусы вообще перестают нормально работать: тормозишь, а автобус все равно плывет».
Заместитель председателя объединения перевозчиков «Наш город» (Ульяновск) Сергей Ильин заявил, что «такой автобус врагу не пожелаешь». «Если бы мне сказали «возьми, пожалуйста, BAW», я бы ни за что не взял, — уверен Ильин. — В них холодно зимой, клинят двери, безопасности там нет никакой. Я знаю один случай, когда человек купил этот автобус, доехал на нем до Москвы, а борта у него раздулись – отвалились. Он на буксире притащил его обратно».
Автобусы BAW 2245 Street помимо Ульяновска на сегодняшний день эксплуатируются на пассажирских линиях Новороссийска, Сочи, Ростова-на-Дону, Краснодара, Черкесска, Перми, Благовещенска. Как пояснила официальный представитель BAW Motor Corporation, автобусы были закуплены в Ульяновске.