С 1 октября в Москве начинает работу специально созданное подразделение ГИБДД, которое займется обработкой данных с автоматических камер видеофиксации и рассылкой постановлений нарушителям правил дорожного движения.
Как отмечают в ГИБДД, в первую очередь с помощью автоматизированных комплексов будут выявлять нарушение скоростного режима, а также движение транспорта на выделенных полосах, предназначенных для общественного транспорта.
В столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД), который занимается эксплуатацией светофорных объектов и систем видеофиксации, «Газете.Ru» уточнили, что сейчас на столичных магистралях действуют всего 55 камер, предназначенных для фиксации нарушений ПДД. Согласно программе развития транспортной инфраструктуры Москвы, к 2012 году в Москве планируется создать 26 выделенных под общественный транспорт полос общей длиной 324,5 км. Все они будут оснащены контролирующими устройствами.
В частности, отдельные полосы для движения общественного транспорта выделены на Волоколамском, Ленинградском, Щелковском, Пятницком шоссе, на проспекте Андропова. Также на 2011 год запланировано их создание на улицах Липецкая, Айвазовского, на Ярославском, Пятницком и Боровском шоссе, Севастопольском проспекте, а также по маршрутам от пл. Киевского Вокзала до Мичуринского проспекта и МКАД и от улицы Большая Полянка до МКАД.
Кроме того, девять камер установлены на Третьем транспортном кольце, еще пять при въездах на него и пятнадцать на вылетных магистралях, ведущих в область.
По информации столичной Госавтоинспекции, до конца года на улицах Москвы всего будут работать более 150 автоматических комплексов фиксации нарушений ПДД — стационарных и мобильных.
Как и действующие аналогичные системы в других регионах, комплексы видеофиксации в Москве будут в автоматическом режиме устанавливать принадлежность автомобиля по номерным знакам, а также формировать постановление об административном правонарушении. Постановления будут доставляться собственникам автомобилей по почте. Таким образом, если за рулем машины сидел водитель, управляющий авто по доверенности, то штраф все равно придет владельцу.
В обозримом будущем европейская практика обозначения автоматических радаров специальными предупреждающими табличками, стимулирующими снижать скорость на контролируемых участках, на московские улицы не распространится.
Как уточнили в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), принято решение не публиковать точные адреса камер по крайней мере до конца 2011 года. До этого времени водители могут не рассчитывать на официальные предупреждения о местах установки комплексов. «Пока принято решение, что публиковать адреса с номерами домов мы будем по окончании первого этапа», — сказали «Газете.Ru» в ведомстве.
В ЦОДД говорят, что вопрос о том, каким образом водителей будут оповещать об установленных на магистралях видеокамерах для выявления нарушений, также пока остается открытым.
В отделе пропаганды столичной ГИБДД от подробных разъяснений отказались до официального открытия Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД (сокращенно ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г.Москве), которое состоится на следующей неделе. Центр займется оформлением и рассылкой постановлений.
По словам председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, несмотря на внедрение системы видеофиксации, исключающей общение с инспектором напрямую, избирательность в наказании водителей на московских дорогах сохранится, а отсутствие широкой информации о видеокомплексах не поможет в профилактике нарушений.
«Думать, что после установки камер на дорогах появится порядок, — большая иллюзия. Тем более, я слышал, что будет выделен специальный сотрудник, который будет отслеживать машины, относящиеся к «неприкасаемым» лицам, и решать, направлять или не направлять постановление. Так что избирательный подход сохранится, и это больше всего настораживает,
— заявил правозащитник «Газете.Ru». — Отсутствие информации о камерах — это полное хамство. На мой взгляд, главное — предупредить нарушение. Это лишний раз показывает нацеленность нашей дорожной полиции на выявление нарушений, а не на их профилактику».
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, система видеофиксации, изначально создававшаяся для профилактики правонарушений, в России лучше всего справляется с их выявлением, а также пополнением бюджетов за счет штрафов. «Создание систем видеофиксации изначально предполагалось для профилактики, во-вторых, для привлечения к ответственности виновных водителей, потому что один инспектор ДПС не в состоянии охватить и привлечь такое количество нарушителей, как камера, и, в-третьих, для того чтобы собрать денег для бюджета. И третье получилось лучше всего, — сказал Травин «Газете.Ru». — Международный же опыт работает больше на профилактику, чем на бюджет».
Автоматические системы видеофиксации позволят властям существенно повысить количество выписываемых штрафов.
Так, в Московской области, где система была внедрена в 2008 году, за первый год ее работы выявили почти 53 тысячи нарушений и собрали штрафов на сумму более 20 млн руб. 40 тысяч нарушителей оплатили автоматически высланные штрафные квитанции. В настоящее время информация о радарах размещена на сайте областной ГИБДД, предупреждающие таблички установлены лишь на некоторых участках дорог.
С января по август 2011 года ГИБДД Московской области выявила с помощью видеофиксации уже 2,6 млн нарушений ПДД из общего количества в 3,7 млн нарушений. Об этом заявил глава подмосковного управления Сергей Сергеев. Общая сумма штрафов, выписанных по показаниям видеокамер, составила 2 млрд рублей.