Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко представил в Законодательном собрании (ЗС) проект питерского бюджета 2012 года. «Самые большие средства в объеме 95 миллиардов рублей, или 23% от всех расходов, будут направлены на решение дорожно-транспортной проблемы, — заявил Полтавченко. — Ситуация с дорогами всегда оставалась в поле моего зрения, даже когда я работал в Москве. Могу сказать, что инвестиции последних лет дали заметный результат. Однако петербуржцы продолжают жаловаться на пробки, на перебои в работе наземного транспорта, на состояние дорог. Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов, и результаты общественных слушаний «Народного бюджета».
Доходная часть всего бюджета составит 374,6 млрд рублей, расходная — 404,2 млрд рублей. Дефицит – 29,6 млрд рублей. По словам Полтавченко, на строительство и реконструкцию дорог в 2012 году будет выделено более 19 млрд рублей. Планируется ввести в эксплуатацию 18 крупных дорожных объектов, включая развязки.
Так, в следующем году планируется завершить строительство путепровода в створе Коломяжского проспекта, транспортной развязки на Пироговской набережной, Южной дороги от Коммунального переулка до Ропшинского шоссе, Шотландской улицы от Невельской улицы до набережной реки Екатерингофки и подключить набережную реки Екатерингофки к Западному скоростному диаметру (ЗСД). Будет закончена реконструкция автомагистрали М-20 Санкт-Петербург – Киев на участке от поворота на Пушкин до поселка Дони, а также первая и вторая очереди реконструкции Приморского шоссе, южной и северной сторон набережной Обводного канала.
Губернатор сообщил, что на продолжение строительства ЗСД предполагается выделить 20 млрд рублей из средств, перечисленных из федерального бюджета. Кроме того, на 2012 год предусмотрены значительные ассигнования на ремонт и содержание дорог, в том числе на текущий ремонт дорог 4,9 млрд рублей; на капитальный ремонт дорог 2,9 млрд рублей; на содержание дорог 8,7 млрд рублей.
За два дня до выступления Полтавченко в ЗС вице-губернатор Сергей Вязалов предложил отказаться от нескольких крупных инвестпроектов, начатых Валентиной Матвиенко, в частности от Ново-Адмиралтейского моста, Орловского тоннеля и моста через остров Серный. Но пока судьба этих проектов остается под вопросом. В среду Полтавченко заявил, что власти не решили, что с ними делать.
«У меня нет четкого представления, что наши возможности позволят заняться реализацией этих проектов», — сказал губернатор. При этом он заявил, что, в случае отказа от строительства Ново-Адмиралтейского моста, город сможет перепродать выкупленный под него участок по более высокой цене. Таким образом, проект 600-метрового моста через Неву между 16 и 19 линиями Васильевского острова, вызывавший недовольство градозащитников, скорее всего, будет похоронен.
Возможно, та же судьба ждет и Орловский тоннель под Невой (он должен был соединить Свердловскую и Смольную набережные). В бюджете-2012 на тоннель заложены 3 млрд рублей. Но в обновленном Смольном считают, что этот «ламаншевский» проект Матвиенко экономически нецелесообразен. Там подсчитали, что, если автомобилисты не станут пользоваться тоннелем и платить за проезд, городу десять лет придется выплачивать концессионеру субсидии в 10 млрд рублей. Кроме того, изначально Орловский тоннель стоил бюджету города 45 млрд рублей, а ныне оценивается уже в 116 млрд. Впрочем, инвесторы утверждают, что готовы «переформатировать проект».
Еще один проект Матвиенко — мост через остров Серный (расположен ниже Тучкова моста) — должен был связать Петроградский и Василеостровский районы. В 2008-м этот проект заморозили до 2012 года. Сейчас он оценивается в 18 млрд рублей, что также не устраивает Смольный.
Новая транспортная политика властей Петербурга вызвала неоднозначные оценки экспертов. «Бюджет серьезный — это очень хорошо. – сказал «Газете.Ru» Александр Холодов, член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора». — Назвали большое количество дорог, где-то прекратится ремонт по остаточному принципу, и они прослужат большее время. Что касается дорогостоящих проектов, то тут вопрос, что лучше — условно говоря, построить один Орловский тоннель или отремонтировать половину дорог города? Думаю, что Полтавченко взял некий тайм-аут и поступил правильно. Любой хозяйственник, увидев такие огромные суммы, хочет разобраться и понять, что это и насколько необходимо».
«Как автомобилист и автовладелец, скажу, что хотелось бы не революционного, а эволюционного пути развития, в том числе и в транспортной политике, — говорит Сергей Мартынкевич, координатор ассоциации «Автопресса». —
Новое правительство говорит, что все не так, что крупные проекты не нужны. А ведь инвестпроекты проходили согласования как минимум в шести-семи сопутствующих структурах, прежде чем их подписала губернатор. Получается, что вся эта работа была или незаконна, или неправильна? По моему мнению, эти шараханья слева направо свидетельствуют, что наверху сидят либо некомпетентные, либо непрофессиональные люди».
Лидер фракции «Справедливая Россия» в ЗС Петербурга Олег Нилов считает, что закон о бюджете требует поправок в транспортной составляющей. «Я хотел бы обратить внимание губернатора и правительства Петербурга на постоянно увеличивающиеся размеры финансирования отдельных проектов. Например, финансирование со стороны города строительства Западного скоростного диаметра увеличивается со времени принятия решения о строительстве на 20 млрд рублей. Соответственно уменьшилось финансирование со стороны федерального центра, и всего лишь на 1 млрд увеличилась доля инвестора».