Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил в 2012—2013 годах отказаться от повышения топливных акцизов, мотивируя данную меру прямым влиянием акцизов на рост цены моторного топлива.
«Акциз прямо транслируется в цены в рознице», — подчеркнул Артемьев, выступая в Совете федерации, а также напомнил, что с 1 января розничные цены на бензин выросли на 1,5—2 рубля за литр. По его словам, аналогичные индексации, запланированные на 2012 и 2013 годы, вызовут рост цен на топливо примерно на 2 рубля в год.
Также он поддержал многочисленные акции протеста против роста цен на топливо, которые регулярно проводятся общественными организациями автомобилистов по всей стране. «Я всегда без всякого раздражения и с почтением отношусь к таким мероприятиям, потому что они помогают нам поддержать эти инициативы, — сказал глава ФАС — На самом деле действительно беспокойство есть сегодня, и прежде всего у наших автомобилистов, это совершенно понятно, кроме того, при таких высоких ценах на нефтепродукты очень трудно рассчитывать экономику предприятий». Вместо этого ФАС предлагает найти баланс интересов между наполняемостью бюджетов и ценами на бензин и дизельное топливо для конечных потребителей, а также «отрезать от мировых цен» акцизы и налог на добычу полезных ископаемых.
«При ценах выше определенного, установленного законом уровня соответствующий акциз не должен выше расти, и НДПИ не должен расти, а выходить на плато, например, а не устремляться вверх, когда это приводит к росту цен в рознице», — пояснил глава ФАС.
По его словам, соответствующие предложения сейчас рассматриваются Минфином, а в рамках регулирования ситуации на внутреннем рынке служба выступает за сохранение коэффициента 0,9 для экспортной пошлины на ближайшие годы.
Акцизы на моторное топливо были увеличены с января 2011 года. Необходимость их повышения объяснялась воссозданием федеральных и региональных дорожных фондов.
На 2011 год объем дорожного фонда был предусмотрен на уровне 377 млрд рублей, в 2012-м — 348 млрд рублей, а в 2013-м — 408 млрд рублей. Для сравнения: в 2010 году на строительство дорог в бюджете было заложено 274 млрд рублей.
При этом, поясняли «Газете.Ru» в Минтрансе, большая часть федерального и регионального дорожных фондов должна формироваться за счет увеличения ставок акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей. При этом каждый рубль акциза будет разделен примерно поровну между федерацией и субъектами.
Согласно изменениям, внесенным в 2010 году в Налоговый кодекс, акцизы на нефтепродукты должны вырасти до 2013 года на три рубля за литр, по рублю ежегодно. За счет этого в 2011 году федеральный бюджет рассчитывают пополнить на 84 млрд рублей, в 2012 году на 87,9 млрд федеральный и на 90 млрд рублей региональные; в 2013 году на 140 млрд федеральный бюджет и на 144 млрд рублей региональные. В среду предложение главы ФАС в ведомстве прокомментировать затруднились.
Эксперты-нефтяники отмечают, что предложение ФАС направлено на стабилизацию внутреннего рынка. Рост цен на бензин в 2011 году был одной из составляющих охватившего многие регионы топливного кризиса.
«Сегодняшняя ситуация показывает, что именно топливные акцизы сыграли основную роль в тех кризисных явлениях, которые были в этом году: сначала повышение цен, затем окрик председателя правительства, заморозка и все негативные явления, которые последовали от такого «ручного управления», — объяснил в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
В случае дальнейшего повышения акцизов нестабильность только усилится, а доходы от них перечисляются в дорожные фонды не напрямую, а через казначейство, поэтому отследить действительное направление движения этих средств не представляется возможным, указывает эксперт.
«Идея здравая, потому что она поможет избежать роста цен на внутреннем рынке, и ФАС в этом случае достаточно стоит на позиции потребителей, — считает директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. — В той ситуации, когда цена на бензин достаточно высокая, и в ней уже порядка 60% налогов, это имеет под собой все основания. Дорожные фонды же кроме этого субсидируются из транспортного налога. К тому же ФАС не хочет убрать акцизы совсем. Они не хотят делать их больше, а это разные вещи».