Родственники погибших пассажиров автобуса подали кассационную жалобу в суд вышестоящей инстанции на слишком мягкий приговор в отношении двух бывших сотрудников ГИБДД Череповца, по вине которых произошло ДТП с девятью погибшими. Суд признал экс-инспекторов Валерия Окомина и Андрея Кругленкова виновными по ч. 3 ст. 293 «Халатность» и приговорил их к 2,5 годам колонии-поселения. Обвинение просило 4 года лишения свободы.
Потерпевшая сторона не согласна с мягким, по ее мнению, приговором и намерена добиваться максимального наказания по данной статье, которое составляет семь лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
«Мы будем добиваться максимального наказания для этих людей. По нынешнему приговору они могут отбыть всего треть срока, а затем освободиться по УДО, то есть выйдут на свободу через 10 месяцев», — сообщил «Газете.Ru» адвокат одного из родственников погибших Илья Чистяков.
Авария произошла 7 октября 2010 года на 115-м километре автодороги Вологда — Новая Ладога в Череповецком районе. Седельный тягач Volvo FH12 с полуприцепом ехал из Санкт-Петербурга. Фура виляла по трассе, выскакивала на встречку и необоснованно создавала аварийные ситуации.
На пульт дежурной части милиции поступило несколько сообщений от автомобилистов, которые жаловались на неадекватное поведение водителя тягача. Кроме того, люди видели, как дальнобойщик останавливался в придорожных кафе и пил спиртное. На 105-м километре трассы грузовик остановили инспекторы ДПС. Свидетели утверждают, что водитель фуры вышел из машины и направился в сторону патруля.
По непонятным причинам гаишники отпустили водителя. Через десять километров после этого грузовик на высокой скорости вылетел на встречную полосу, где в лоб столкнулся с пассажирским автобусом марки Mercedes и фургоном «Газель». В этой аварии погибли девять человек: водитель грузовика, а также водитель и семь пассажиров автобуса. Еще восемь человек получили тяжелые ранения.
Позже в кабине фуры была найдена бутылка из-под коньяка с остатками напитка, а экспертиза установила наличие в крови водителя смертельной дозы алкоголя в 9,06 промилле.
Отпустивший пьяного водителя экипаж был уволен из органов еще до начала следствия, однако причина увольнения заключалась в том, что гаишники закончили смену, не дождавшись разрешения дежурного.
На суде несколько свидетелей подтвердили факт, что Окомин и Кругленков остановили подозрительную фуру на 105-м километре трассы, однако сами обвиняемые всячески это отрицали. По версии бывших инспекторов, они получили по рации ориентировку, что на трассе замечен грузовой автомобиль, грубо нарушающий ПДД, и поехали на его поиски. «После получения ориентировки мы направились навстречу Volvo. Однако проехав порядка 25 км до поселка Суда и никого не обнаружив, мы развернулись и продолжили движение в обратном направлении. По пути мы съехали с трассы для проверки стоянки для грузового транспорта. Вероятнее всего, в этот момент указанный автомобиль проследовал по трассе», — заявили на суде Окомин и Кругленков.
На вопрос, как обвиняемые могли упустить фуру, они ответили, что солнце било им в глаза.
В материалах дела сохранились другие показания инспекторов, которые они дали во время следствия и от которых позже отказались. В первоначальном варианте экипаж ДПС не заезжал на стоянку грузового транспорта, а просто, проехавшись по трассе до поселка Суда и обратно, никого не обнаружил и завершил смену. «Они отказались от своих первоначальных показаний», — констатировал Чистяков.
В последнем слове Валерий Окомин и Андрей Кругленков выразили соболезнования родственникам погибших и пострадавшим в аварии и попросили прощения за то, что не смогли найти грузовик с пьяным водителем.
Свою вину гаишники так и не признали.
«Они за взятку отпустили пьяного на дорогу. К сожалению, доказать это нельзя, поскольку взяткодатель погиб», — не сомневается адвокат Чистяков.
Тем временем, пока шло следствие, городская администрация пообещала, что родственники всех погибших и пострадавшие в аварии получат материальную помощь от города. Однако для того, чтобы город начал выплату, необходимо было пройти сложную бюрократическую процедуру — подать заявление в Комитет социальной защиты населения, в котором указать всю движимую и недвижимую собственность, собственный доход и доходы всех членов семьи. Только после этого администрация принимала решение о сумме материальной помощи.
Никто из пострадавших писать такие заявления не стал. Материальную помощь оказал Буйский химический завод, которому принадлежал Volvo: средний размер выплат составил около 12 тысяч рублей на погибшего.