Столичные власти продолжают работать над тем, чтобы пересадить как можно больше москвичей на общественный транспорт и сделать использование автомобиля экономически невыгодным. Мэр Москвы Сергей Собянин во вторник объявил о том, что парковка в центре Москвы снова станет платной. По его словам, в центре города и по мере приближения к нему за стоянку машин на улично-дорожной сети и на закрытых парковках должны взиматься деньги. Об этом он рассказал в интервью радиостанции «Вести FM».
Градоначальник подчеркнул, что у автомобилистов будет выбор: либо платить за парковку, либо приезжать в центр на общественном транспорте.
В пресс-службе столичной мэрии «Газете.Ru» уточнили, что Собянин предложил вернуть платные парковки «в контексте обеспечения междворовых пространств парковочными местами». Однако стоимость и сроки, когда парковка в городе вновь станет платной, уточнить не смогли. «Сейчас все это в рабочем состоянии, и конкретные сроки назвать сложно, потому что должны быть учтены все аспекты», — добавили в мэрии.
Экс-мэр Юрий Лужков ликвидировал платные парковки в городе в 2008 году. Тогда решили оставить в Москве всего 15 платных парковок на 1285 машиномест, расположенных в основном на привокзальных площадях города.
О том, что парковка в Москве может вновь стать платной, Сергей Собянин сказал еще в октябре 2010 года, когда только пришел на пост мэра. Уже в мае 2011 года префект ЦАО Сергей Байдаков заявил, что стоимость парковки в центре города составит 300–500 рублей, чтобы у горожан пропало желание ездить в центр на машине и появилось желание воспользоваться метро. После этого мэр устроил выволочку префекту и оштрафовал его на 100 тыс. рублей. «Надо думать, что мы говорим, и не выступать с разного рода дурацкими инициативами, которые не входят в вашу компетенцию», — прокомментировал идею чиновника Собянин и добавил, что московские власти вообще не планируют возвращаться к практике платных парковок в центре города.
О том, что парковки не решат транспортной проблемы, говорил и президент России Дмитрий Медведев. «Платная парковка – неидеальный способ решения этой проблемы», — сказал тогда глава государства.
Однако в июле 2011 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Согласно нововведениям, вопрос о платной или бесплатной парковке решает собственник дороги, а не федеральные власти, то есть в столице это правительство Москвы.
Возвратить практику платной парковки в столице неоднократно предлагали ведущие транспортные эксперты города. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин настаивает, что если парковка будет бесплатной, то машиномест в Москве никогда не хватит. По его словам, стоянка должна стоить дорого.
Так, чтобы у москвичей не было желания ехать в центр на автомобиле или оставлять его на улице, стоимость парковки должна быть выше, чем на частных платных парковках в торговых центрах или у гостиниц.
Сейчас стоимость одного такого машиноместа доходит до $25 в сутки. «Если ты приехал в специальное сооружение под парковку, то оно должно быть дешевле, а если ты хочешь на улице припарковаться, это должно быть существенно дороже, — уверен Блинкин. – Сейчас эти парковки пустые, потому что на улице просто удобнее парковаться».
Блогер Илья Варламов, который последние полгода борется с нелегальными парковками в городе, когда частные заведения огораживают кусок проезжей части под машины своих клиентов или сотрудников, также поддержал идею мэра сделать центр города платным. По его мнению, это поможет сократить число нелегальных парковок. «Возможно, когда появится больше свободных мест и спадет напряженность, когда меньше людей будут ездить в центр, то исчезнет необходимость у компаний и офисов захватывать парковки, — сказал он «Газете.Ru». — Не вижу никаких преград легализовать эту практику: если какое-то кафе хочет организовать парковку для своих клиентов, то выделять им в аренду за большие деньги несколько мест».
Между тем правозащитники уверены, что ситуацию с трафиком платные парковки не решат, а стоимость стоянки будет неподъемной для большинства автомобилистов. «Если бы у нас чиновничьи структуры были на окраине города и мы своими маршрутами мешали им, то там бы сделали парковки платными, — высказал свое мнение «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Но так как они у нас в центре, чтобы мы им там не мешали, надо нас выдавить оттуда и не давать парковаться.
Ведь те деньги, которые захотят за парковку, наверняка отпугнут нас с вами. Задача очевидна, что мы мешаем власти и нужны раз в четыре года – на выборах. Центр – это резервация для чиновников, остальным там делать нечего».
Самые дорогие парковки в мире – в Голландии. Там за сутки автовладельцу приходится отдавать более $70, в Лондоне и в Вене — около $60, в Нью-Йорке — более $40.
В рамках программы развития транспортной ситуации в городе столичные власти уже приступили к строительству новых парковочных мест. По состоянию на начало 2011 года в Москве насчитывалось 1,021 млн машиномест во всех типах гаражей и парковок. Это при автопарке в 3,8 млн автомобиля. В течение текущего года планируется ввести около 556 тыс. машиномест. До 2016 года будут построены перехватывающие многоуровневые парковки и новые стоянки – всего около 1,4 млн дополнительных машиномест. 10% парковочных мест будут предусмотрены для автомобилей инвалидов. На все это уйдет 77, 7 млрд рублей.