Китайские автопроизводители намерены увеличить экспорт, чтобы компенсировать замедление продаж на национальном рынке. С 2008 года поставки китайских автомобилей за рубеж выросли на 120 тысяч штук — с 680 тысяч до прогнозируемых по итогам 2011 года 800 тысяч единиц. По данным Китайской ассоциации автомобильных производителей (China Association of Automobile Manufacturers, CAAM), за последние восемь месяцев продажи машин китайского производства на иностранных рынках выросли на 57%, тогда как на внутреннем рынке они поднялись всего на 3,2%.
«Теперь недостаточно реализовывать автомобили только в Китае. Спрос на автомобили в ценовом сегменте ниже среднего выше на зарубежных рынках», — цитирует Bloomberg исполнительного директора Geely Automobile Holdings Ltd. Лоуренса Анга.
Geely, Great Wall Motor Co. и BYD Co. планируют увеличить производство, открывая новые предприятия и увеличивая мощность существующих.
К 2015 году китайские автозаводы будут в состоянии обеспечить суммарную производственную мощность в 40 млн автомобилей ежегодно при потребностях населения в 27 млн машин.
Продажи на китайском авторынке падают из-за принимаемых правительством мер, направленных на снижение автомобилизации страны. В 2011 году китайские власти повысили налог с продаж малолитражных автомобилей с 7,5% до 10%, а также прекратили выдачу субсидий по программе trade-in в сельских районах. Кроме того, в крупных городах страны действует закон, ограничивающий количество зарегистрированных в городе автомобилей.
Китайцы нацелены преимущественно на развивающиеся рынки Латинской Америки, Африки и стран СНГ, однако готовы на экспансию в США и Западной Европе. За первое полугодие 2011 года Great Wall реализовала 25 424 пикапа и внедорожника на рынках России, Чили и Австралии. В планах компании в течение трех лет увеличить экспортные продажи вдвое за счет внедрения новых моделей.
В прошлом месяце Geely подписала соглашение с производителем лондонских такси Manganese Bronze Holdings Plc. о поставке своих автомобилей и запчастей. Проект по возвращению «черных кэбов» на городские улицы стороны планировали запустить еще в 2008 году, однако британцы постоянно оттягивали подписание.
BYD, часть которого принадлежит Berkshire Hathaway Inc., заявила о создании в США дилерской сети, которая будет заниматься реализацией электромобиля E6. «Электромобили и электрические автобусы начнут продаваться в США и странах Западной Европы в следующем году. Праворульная версия электромобиля поступит в продажу не раньше июня», — заявил председатель BYD Ванг Чуанфу.
Однако против китайских производителей играет экономика страны. Укрепление национальной валюты делает продукцию автокомпаний дороже.
«Если бы не растущий юань, мы смогли экспортировать намного больше», — считает Лоуренс Анг.
Укрепление национальной валюты заставляет и японские автокомпании пересмотреть политику продаж. Toyota Motor может начать экспорт собственных автомобилей в Японию из Тайланда, где у компании есть завод, сообщает The Wall Street Journal. Экспортировать на японский рынок планируется модель Toyota Vios, учитывая растущую потребность японских покупателей в малолитражных автомобилях. Курс иены, укрепившийся по отношения к доллару со 120 до 77 иен за доллар, делает производство автомобилей в Японии нерентабельным.
Это уже вынудило Toyota начать экспорт в Японию модели Avensis, которая производится в Великобритании.
Кроме того, компания объявила, что намерена импортировать комплектующие для своих автомобилей, собираемых в Японии. «Скорее всего, это будут компоненты, изготовленные в Южной Корее», — заявил вице-президент Toyota Юкитоши Фуно.