Народ против власти
Автомобиль Nissan Almera координатора общества Петра Шкуматова украшен двумя пластмассовыми детскими синими ведерками, которые крепятся на крыше магнитами. Во все заднее стекло — наклейка с надписью «Пропускаю только 01, 02, 03». Прохожие и водители обращают внимание на эту атрибутику и одобрительно машут, улыбаются, мигают фарами. К этому синеведерочник уже привык: «За день не меньше десяти раз подходят и говорят теплые слова, приятно такое единодушие».
Меньше чем за год тлеющая в каждом водителе Москвы ненависть к чиновничьим кортежам вылилась в организованный гражданский протест. Акции по блокированию автомобилей с мигалками и съемка их нарушений на видео начали менять ментальность российских водителей даже вдалеке от Москвы — там, где мигалки большая редкость.
Число участников общества «синих ведерок» (ОСВ) уже превысило пять тысяч человек. Ежемесячная аудитория их сайта составляет 150–200 тыс. посетителей.
32-летний Шкуматов, улыбчивый бородач, ради затеи принес в жертву личную жизнь. Он потерял работу, его жена не стала мириться с фанатичным увлечением супруга и ушла. «Это оказалось несовместимо. Люди хотят от тебя внимания, а у тебя ведерки и мигалки, — говорит Шкуматов. – У меня на жизнь осталось 700 рублей. Из-за проблем в личной жизни у меня депрессия. Но если наша деятельность поспособствует восстановлению порядка, а людей будет гибнуть меньше, то это стоит того».
<2>
Каждый рабочий день активисты тратят на разъезды по подразделениям ГИБДД, куда инспекторы вызывают их для дачи показаний. На это «ведерки» напрашиваются сами, забрасывая интернет-приемную дорожной полиции сообщениями о зафиксированных ими нарушениях машин с мигалками.
На подходе к 3-му спецбатальону ГИБДД Москвы гаишники с улыбкой встречают уже хорошо знакомого им Шкуматова. «Петя, опять ты», — фамильярно, но по-дружески обращаются к нему один за другим инспекторы. Легко ориентируясь в коридорах ГИБДД, Шкуматов относит диск с видеозаписью автомобиля со спецсигналом, которому, судя по серии номера «амр77», мигалка не положена (с проблесковыми маячками ездят только авто серии «екх99» и «амр97»). Оригинал записи, которую требуют в ГИБДД, «ведеркам» прислал автор ролика, который раньше выложил его на Youtube. Сейчас он в Италии и, жалуясь на дорогой роуминг, все-таки выслал через 3G 300 мегабайт записи.
По словам Шкуматова, инспекторы априори не верят видеозаписи, постоянно придираются и настаивают на том, что это подделки. «В любой ситуации нужно проверять, потому что мотивы подачи заявлений могут быть различные и должно быть установлено лицо, которое находилось за рулем», — аргументирует придирчивость младших подчиненных замглавы ГИБДД генерал Владимир Кузин.
Многие участники ОСВ познакомились друг с другом именно в зданиях ГИБДД. Направлять заявления о нарушениях vip-водителей в массовом порядке придумал 22-летний учитель истории Данила Линдэле, который пришел в сообщество в январе этого года. Сейчас он нигде не работает – деятельность в сообществе стала одним из его основных занятий в жизни. «На самом деле это безумно интересно. И когда знаешь, за что и почему борешься, — это дает неимоверное вдохновение», — объясняет он. Его Hyundai ix30 также украшен двумя синими ведерками, а на заднем стекле кроме наклейки «Я пропускаю только 01, 02, 03» есть другая – «Я против партии жуликов и воров».
Очень многие, хотя и не все, «ведерки» — еще и оппозиционные активисты. «Обеспеченные слои населения, у которых есть автомобиль, наиболее критично настроены к власти. Эти люди меньше всего ходят на выборы, но наличие автомобиля дает им возможность более активной и непосредственной формы выражения недовольства», — объясняет политолог Михаил Виноградов.
Схватка за землю
Москва не избавилась от пробок одновременно с избавлением от Юрия Лужкова. Поставить автомобиль на стоянку в центре — практически невыполнимая задача. Но каждый москвич видит, что никаких проблем с парковкой нет у чиновников и сотрудников коммерческих учреждений, для машин которых огораживают проезжую часть в центре города. Днем куски земли общего пользования захватывают офисы, банки и госучреждения, а вечером это уже кафе, клубы, рестораны. Часто заведения делают парковку платной, а деньги кладут себе в карман. Но ни улица, ни прилегающая к зданиям территория им не принадлежат.
<3>
Кампанию по борьбе с нелегальными самозахватами в рамках проекта «Страна без глупостей» придумали известные российские блогеры – Илья Варламов и Дмитрий Терновский. Во время регулярных рейдов они заезжают на автомобиле на огороженную территорию парковки. Охранникам, которые часто в грубой форме требуют убрать машину, они предлагают вызвать сотрудников ГИБДД. Те либо, понимая незаконность своих требований, отказываются, либо вызывают, но потом попадают на штраф.
Здание управделами президента в Никитниковом переулке, территория под стоянку автомобилей чиновников огорожена цепями. Варламов убирает цепь и паркует свой Suzuki Jimny прямо под крыльцом управделами. Ошарашенный охранник подбегает и требует убрать автомобиль с казенной парковки, однако блогер объясняет ему, почему на этом месте может припарковаться любой желающий. Через три минуты охранник сдается и признает: парковаться здесь действительно можно всем.
«Когда соберется критическая масса автолюбителей, которые будут просто посылать людей, которые захватывают городскую территорию, то содержать парковщиков им станет невыгодно», — уверен Варламов.
Акция нашла широкий отклик среди водителей: блогерам пишут единомышленники из самых далеких городов. «Я занимаюсь тем, что меня волнует, — объясняет свою активность блогер. – Приятно, когда глупости вроде нелегальных парковок исчезают».
«Не включают мигалку, чтобы не шумела в салоне»
На пересечении Большой Якиманки с Большой Полянкой дежурят несколько активистов Федерации автовладельцев России (ФАР). Их можно легко заметить по ярко-зеленым жилетам с красной символикой организации. Все они, нередко окруженные журналистами, снимают на любительские видеокамеры и фотоаппараты езду по встречной полосе автомобилей, оборудованных спецсигналами. Место в этом смысле бойкое: через Большой Каменный мост каждое утро едет бесконечная вереница блатных.
Единственная возможность привлечь vip-водителя к ответственности — поймать его за ездой по встречке без специального звукового сигнала. Согласно ПДД, водители спецавтомобилей для получения преимущества на дороге должны включить как проблесковый маячок синего цвета, так и специальный звуковой сигнал.
Несмотря на то, что поток движется свободно, на встречную полосу вылетает Mercedes с мерцающей мигалкой, но без «крякалки». Высокий мужчина в темных очках и с аккуратно подстриженной эспаньолкой снимает иномарку на видеокамеру. Это лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев. Он указывает на следом проезжающую машину «скорой помощи», движение которой сопровождается громкой сиреной.
«Водители спецавтомобилей не включают звук мигалки, потому что она слишком шумит внутри салона», — объясняет он разницу.
Канаев, экономист по образованию, десять лет назад был преуспевающим бизнесменом. В родном Кемерово он возглавлял предприятие с оборотом в 500 млн рублей. Однако в 2000 году у него на глазах погиб друг и партнер по бизнесу: товарищ выехал на середину перекрестка на разрешающий сигнал светофора, когда ему в бок врезался автомобиль сотрудника ДПС. Как выяснилось, инспектор был сильно пьян. Катастрофа перевернула всю жизнь будущего лидера ФАР. «Тогда все оборвалось, и я понял, что жить дальше по-прежнему уже не смогу», — вспоминает он.
Чтобы привлечь общественное внимание к гибели товарища и добиться справедливого следствия, он организовал первый в своей жизни автопробег — вокруг мэрии Кемерово. В итоге инцидент осветили СМИ, а гаишника признали виновным и приговорили к 2,5 годам колонии-поселения. После этого Канаев ушел в общественную работу, оставил в Кемерово семью и переехал в Москву. Только спустя четыре года супруга и дочь переехали к нему в столицу. «Когда уехал, ребенок еще не пошел в школу, а сейчас уже в четвертый класс идет. Но я ни на секунду не жалею о том, чем занимаюсь», — вспоминает Сергей.
<4>
На сегодняшний день в акциях ФАР в Москве принимают участие 30–50 активистов, есть 12 координаторов. Всего движение насчитывает 16 тыс. сторонников в Москве и 132 тысяч по России. В отличие от «синих ведерок», борьба которых концентрируется вокруг неравенства на дорогах, деятельность ФАР расширяется на все актуальные проблемы, которые так или иначе касаются автомобилистов. Свои акции ФАР проводит практически каждую неделю: автопробег против повышения цен на бензин, митинг против транспортного налога, акции на борьбу с ловушками ГИБДД и тонировкой на автомобилях госслужащих.
Заявив о себе, организация быстро поняла, что стала врагом для властей. В прошлом году Госдума приняла закон, по которому автопробеги на автомобилях приравниваются к обычным демонстрациям. Отныне они так же, как и прочие манифестации, требуют заявок и согласований. В июне 2011 года ГИБДД Москвы получила право запрещать проведение автопробегов или других форм публичных акций в городе, если, по ее мнению, акция будет способствовать образованию пробок.
Народ против народа
Когда в 2000 году на стоянке возле тель-авивского аэропорта Бен-Гурион русскоязычный таксист жаловался на то, что другие водители уже трижды сообщали в полицию о его незаконной парковке на общественных местах, это удивляло и казалось «стукачеством». Однако не казалось таковым самому таксисту: принцип общественного контроля над поведением на дорогах он одобрял, а жалел лишь о деньгах, ушедших на штрафы.
Борьба за порядок на дорогах, начавшись у нас в виде сопротивления властям, принесла в Россию неведомый прежде феномен: автомобилисты все чаще начинают сообщать в органы о правонарушениях других водителей.
Около 40% из всех интернет-обращений в приемную ГИБДД — заявления обычных граждан о нарушениях ПДД другими автомобилистами, подкрепленные фото- или видеодоказательствами.
Такой вал жалоб начался с конца прошлого года. «Реально много видео, — рассказывает на условиях анонимности один из столичных инспекторов. — Люди начинают относиться к нарушениям более серьезно, не пропускать мимо себя».
Виталий, у которого несколько салонов электроники в московских торговых центрах, признается: еще год назад почти не существовало такой продуктовой ниши, как автомобильные видеофиксаторы, но теперь в каждом его салоне этим приборам отдан целый стенд.
Устройства, которые стоят не меньше тысячи рублей, берут простые люди, рассказывает он. Они признаются, что делают это на всякий случай. «На случай конфликта с ГИБДД будет доказательство своей правоты, для страховой компании будут свидетельства, если что. А если просто снимут аварию или хохму, в интернет запись выложат. Высокие технологии», — рассказывает торговец.
Житель Москвы Андрей Степанов установил на своем Citroen C5 видеорегистратор и каждый раз, когда фиксирует нарушение другим участником движения, сообщает об этом в ГИБДД. «Мигалки мешают и хамски ведут себя на дорогах, но «автобыдло» создает гораздо больше проблем», — объясняет свои мотивы Степанов. По его словам, наиболее частый пример — выезд на встречную полосу или езда по обочине. «Если хоть какой-то процент водителей будет фиксировать на видеорегистраторы нарушения и заявлять о них, то наступит неотвратимость наказания, и нарушать будут меньше», — считает он.
«Глобальная наша цель – это равенство на дорогах, — соглашается Шкуматов. – Мы надеемся прийти к тому, что все, кроме оперативных служб, должны будут ездить по правилам. Потому что то неравенство, которое есть сейчас, порождает бардак: если одним можно, а другим нельзя, то другие начинают искать ходы, чтобы им тоже можно было».
Сейчас «синие ведерки» разрабатывают интернет-сайт, на котором планируется ввести возможность облегченной формы отправки сообщения о нарушении. Посетителю будет достаточно отправить номер автомобиля и видеозапись нарушения. Активисты «синих ведерок» уже самостоятельно будут составлять заявление в ГИБДД.
ГИБДД против заявлений
Гаишники только привыкают работать с обращениями граждан, которые в качестве доказательств присылают видеозапись нарушения. Как рассказал «Газете.Ru» бывший глава ГАИ России Владимир Федоров, сейчас записи нарушений, сделанные на любительскую камеру, принимаются как свидетельство о нарушении: «Это как доказательство воспринимается, но надо разыскать водителя, который нарушил, вызвать его в отделение и составить на него протокол».
Выйти на откровенный разговор с гаишниками о работе «синих ведерок» очень сложно. Один из столичных инспекторов ДПС на условиях анонимности согласился рассказать корреспонденту «Газеты.Ru» о том, как налажена работа с обращениями граждан.
За месяц инспектор успевает обработать около 200 заявлений граждан (показатель выше среднего). Многие из этих обращений от активистов «синих ведерок» о нарушениях ПДД автомобилями со спецсигналами или «блатными» номерами. Он признает, что часто нарушения и доказательства очевидны, однако в основном система выстроена так, что привлечь к ответственности привилегированного водителя — невыполнимая задача.
«Их сложнее дернуть, и там может быть куча причин, чтобы его не привлекать», — говорит полицейский. Кроме того, автомобилей со спецсериями номеров — как «амр97» или «екх99» — нет в обычной базе ГИБДД. Сотрудник должен каждый раз направлять по почте письменные запросы в госведомства, за которыми закреплен соответствующий автомобиль. Одно письмо идет около трех недель. Завязывается рутинная переписка, а через два месяца после фиксации нарушения ПДД истекает срок давности, и нарушитель автоматически спасается от ответственности. «Вал обращений большой, надо что-то менять в законе», — говорит инспектор.
«Любое нарушение, любое донесение, которое идет из ГАИ, — а ГАИ достаточно четко отслеживает какие-то нарушения, — мы, естественно, разбираем», — заявил пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков. Впрочем, предоставить информацию о том, сколько служебных водителей было наказано за последнее время, Хреков отказался, так как «это информация для служебного пользования».