Во вторник столичное правительство одобрило государственную программу Москвы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 годы». Это ключевой документ, который ляжет в основу борьбы с пробками. По словам мэра Сергея Собянина, всего на реализацию программы за пять лет планируется потратить почти 2,3 трлн рублей, из них 1,6 трлн — из средств бюджета. Остальные 0,7 трлн рублей будут привлечены за счет «государственно-частного партнерства и инвестиций», уточнили «Газете.Ru» в департаменте транспорта Москвы.
Программа развития транспортной системы была опубликована еще в июне этого года, однако с тех пор документ доработали, а сумма необходимых расходов выросла почти на 500 млрд рублей. «На тот момент была лишь примерная смета, а сейчас более детально просчитали», — объяснили «Газете.Ru» в московском правительстве. В то же время в середине августа этого года Контрольно-счетная палата (КСТ) Москвы выступила с критикой этой программы, указывая на недостаточно эффективное распределение средств. Однако спустя две недели в КСТ «Газете.Ru» заявили, что больше претензий к программе нет. В департаменте транспорта также отметили, что замечания учтены. «Им (КСТ) почему-то казалось, что мы недостаточно проработали вопрос государственно-частного партнерства, хотя эти вопросы прорабатывались, — сказали в ведомстве. — В итоге мелкие проработки были сделаны».
Ключевая идея программы — максимально развивать общественный транспорт, — которую столичные чиновники активно популяризируют на протяжении полугода, осталась неизменной.
На наземный общественный транспорт до 2016 года будет выделено 135 млрд рублей. При этом заметно вырастут расходы на закупку новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Теперь на это планируют потратить более 88 млрд рублей, хотя изначально цифра составляла 69 млрд. Власти решили купить почти на 400 троллейбусов больше – 1089 штук, 5500 автобусов и 300 трамваев. Однако в итоге через пять лет общее количество единиц наземного транспорта практически не изменится – новые машины будут заменять старые.
Продолжится внедрение спецполос для общественного транспорта. Всего к 2012 году в Москве будут функционировать 26 выделенных полос общей протяженностью 324,5 километра. Все эти полосы оборудуются камерами видеофиксации, а с 1 июля 2012 года для Москвы штраф за движение по маршрутной полосе вырастет в 10 раз – до 3000 рублей.
На развитие железнодорожного транспорта из казны пойдет почти 16 млрд рублей. Его планируется из пригородных перевозок интегрировать в систему городского скоростного транспорта. Согласно проекту, электрички будут перевозить людей не только в сообщении Москва – пригород, но и между отдельными районами города. В том числе и по Малому ж/д кольцу, которое также сделают пассажирским.
Существенные преобразования произойдут в столичном метрополитене.
Сейчас протяженность линий метро составляет 305,6 км. До 2016 года планируется построить еще 87,9 км линий метро. Всего на модернизацию подземки за пять лет потратят 465 млрд рублей.
Программой предусмотрено создание сети взлетно-посадочных вертолетных площадок и вертодромов. К 12-ти уже существующим до 2016 года планируется построить еще 10 площадок за 150 млн рублей. На водном транспорте планируется организовать регулярные таксомоторные перевозки. В 2012 году появится первое речное такси, а к 2015 году их уже будет 68. По прогнозам проектировщиков, к 2015 году годовой объем пассажирских перевозок на воде должен составить 2,5 млн человек. Из казны на развитие водного транспорта пойдет пока только 33 млрд рублей.
На строительство и реконструкцию дорог, магистралей и транспортных сооружений выделяется почти 884 млрд рублей.
До 2016 года власти планируют построить еще 474 км новых дорог, однако в основном это будут новые развязки или дублеры уже существующих трасс. Всего чиновники рассчитывают 22 транспортных сооружения построить и еще 24 реконструировать.
Среди наиболее крупных проектов, которые закончат уже в 2014 году, можно выделить: строительство участка 4-го транспортного кольца от ш. Энтузиастов до Измайловского ш. (26 млрд рублей), реконструкция ул. Б. Академическая (8 млрд рублей), реконструкция транспортной развязки МКАД с Дмитровским шоссе (9,6 млрд рублей), реконструкция Ленинградского шоссе от МКАД до дороги на Шереметьево-1 (5,9 млрд рублей). Кроме того, будут проведены реконструкции Варшавского шоссе от МКАД до Садового кольца (9 млрд рублей), Каширского шоссе от МКАД до Варшавского шоссе (6 млрд рублей), Рязанского проспекта (8,8 млрд рублей), Волгоградского проспекта (8 млрд рублей). На реконструкцию взлетных магистралей на столичных дорогах до 2014-го израсходуют 66 млрд рублей, а на строительство развязок на пересечении вылетных магистралей и МКАД – еще 31,3 млрд рублей.
В 2014 году за 20 млрд рублей дорожники построят Северный дублер Кутузовского проспекта, а к 2015-му завершат Северную рокаду от Бусиновской развязки до Фестивальной ул. (12,2 млрд рублей).
Власти Москвы уже приступили к строительству новых парковочных мест. По состоянию на начало 2011 года в Москве насчитывалось 1,021 млн машиномест во всех типах гаражей и парковок. Это при автопарке в 3,8 млн автомобиля. В течение текущего года планируется ввести около 556 тыс. машиномест. До 2016 года будут построены перехватывающие многоуровневые парковки и новые стоянки – всего около 1,4 млн дополнительных машиномест. На все это уйдет 77, 7 млрд рублей.
На организацию движения транспорта в городе, создание интеллектуальной транспортной системы, которая будет заключаться в модернизации системы «СТАРТ», внедрении информационных табло, детекторов транспорта и умных светофоров, выделят 25,8 млрд рублей.
Проект комплексного решения транспортных проблем в столице уже был однажды разработан. Это произошло в 2008 году еще при прежнем мэре Юрии Лужкове. Его реализация оценивалась вдвое дороже – 4,9 трлн рублей. Проект так и не начали реализовывать. Тогда он был заморожен в связи с наступившим финансовым кризисом.