Агентства J.D.Power, Goldman Sachs, RBC Capital, а также IHS Automotive и Scotiabank подготовили прогнозы мировых автопродаж на 2011 год. Рынки продолжат расти, однако не так усиленно, а покупательская активность идет на спад, поскольку потребители опасаются экономической нестабильности и возможности повторения катастроф, влияющих на авторынок.
Индикатором состояния мирового авторынка выступает североамериканский, включающий в себя США и Канаду. Здесь аналитики сократили прогноз продаж легковых автомобилей с 13 до 12,7 млн за год. Основная причина падения роста рынка — отсутствие уверенности покупателя в завтрашнем дне. Ситуация нестабильности американской экономики дополняется ожиданием повторения сценария аварии на «Фукусиме», из-за которой остановились автопредприятия и упали продажи японских и национальных брендов. В результате акции автокомпаний падают на бирже, а потребители предпочитают подождать с покупкой нового автомобиля.
«Опасения растут быстрее доверия», — цитирует Automotive News ведущего автомобильного аналитика Morgan Stanley Адама Джонаса.
Кроме того, эксперты не находят признаков, что Toyota и Honda имеют на складах достаточное количество комплектующих, чтобы не прекращать выпуск автомобилей на производствах за пределами Японии, как это было в мае.
Автопроизводители готовят собственные исследования рынка. Их прогнозы сходятся с теми, что публикуют аналитики. «Мы подготовили собственный прогноз, из которого следует, что в 2011 году в США и Канаде будет продано около 13 млн автомобилей. Однако это неокончательные данные. Сейчас на рынке неопределенность», — заявил в середине августа Reuters генеральный директор General Motors Дэн Акерсон.
Неуверенность в стабильности американской экономики заставляет аналитиков давать сокращенные прогнозы и на следующий год. IHS Automotive снизил на 1,5 млн, до 13,5 млн, прогноз автопродаж на американском рынке на 2012 год. RBC Capital называет другие данные — 13,3 млн, что на 700 000 автомобилей меньше ранее опубликованных исследований.
«Мы считаем, что в 2012 году продажи в США и Канаде хотя и вырастут, однако будут меньше на 600 000 автомобилей ожидаемых ранее — 14,1 млн машин», — считает ведущий автомобильный эксперт J.D. Power Джефф Шустер.
С другой стороны, вливание иностранного капитала в экономику развивающихся стран и низкий уровень автомобилизации делает их авторынки привлекательными для автопроизводителей и способствует росту реализации. За первое полугодие 2011 года только Audi обнародовала информацию о предполагаемом строительстве завода в США, в то время как планов на площадки в Латинской Америке, Азии и России было озвучено пять. Ford нацелился на моторный завод в Китае, Toyota в 2012 году планирует производство внедорожников Land Cruiser в Приморье, там же намерена прописаться Mazda, которая ушла из США и начала строительство завода в Мексике, Nissan ведет переговоры о строительстве предприятия в Бразилии, а Land Rover колонизирует Индию.
По данным канадского Scotiabank, рост индийского рынка в 2011 году составит 8%, а число проданных автомобилей достигнет 2 млн. В Китае, несмотря на меры, предпринимаемые властями для снижения покупательской активности, число реализованных автомобилей в 2011 году будет порядка 10,35 млн. Из 3,83 млн машин, которые будут реализованы в Восточной Европе, 2,48 млн придется на долю России. PricewaterhouseCoopers дает более оптимистичный прогноз в 2,5 млн штук. Всего в мире, по данным Scotiabank, в 2011 году будет продано 60,13 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.