В Приморском крае ГИБДД приостановила выдачу документов, по которым граждане регистрировали так называемые «распилы» — автомобили с разрезанным пополам кузовом, которые ввозились из Японии в качестве запчастей, а впоследствии восстанавливались и регистрировались на документы других машин, уже стоящих на учете. Ввоз автомобилей-«распилов» стал популярен на Дальнем Востоке после введения заградительных таможенных пошлин на подержанные иномарки. С января 2009 года на автомобили старше 5 лет (вместо семи лет) пошлину определяют, исходя из объема двигателя: она составляет от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см.
Таможенная пошлина на ввоз целого кузова составляет 5 тысяч евро, поэтому, чтобы преодолеть барьер, в Японии автомобиль аккуратно разрезается по заводским швам на две половины, а по прибытии в Россию восстанавливается.
О массовых поставках автомобилей-«распилов» и легализации их в Приморье сообщалось и ранее. Так, осенью 2010 года с соответствующим заявлением выступила Дальневосточная транспортная прокуратура, а в Бурятии за легализацию «конструкторов» было возбуждено уголовное дело против начальника местного ГИБДД.
«Выявлены факты изготовления поддельных грузовых таможенных деклараций на ввезенные автозапчасти, на так называемые «распилы», а также их последующая незаконная регистрация в МРЭО ГАИ при УВД по Приморскому краю как автомобиля, ввезенного целым», — заявил представитель прокуратуры «Интерфаксу».
Как сообщается на сайте краевого ГИБДД, в ходе проверки со стороны МВД, инициированной по запросу депутата Госдумы Светланы Горячевой и главы Национального общественного комитета по противодействию коррупции по Приморскому краю Николая Черентаева, обнаружены «факты внесения изменений в конструкцию транспортных средств с одновременной заменой кузова (шасси) и двигателя, в результате чего изменяется тип и категория транспортных средств».
Управление ГИБДД по Приморскому краю решило приостановить выдачу «свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства безопасности» (СКТС), позволяющих производить с автомобилями подобные манипуляции.
Согласно приказу МВД, регламентирующему внесение изменений в конструкцию транспортных средств, данное свидетельство выдается руководством ГИБДД региона по заявлению владельца. В случае если изменения в конструкции значительны, он также должен предоставить в ГИБДД заключение сертификационных органов о возможности такой замены.
Тем не менее факты постановки на учет таких автомобилей продолжались, а в августе во время съемки сюжета о «распилах» для ВГТРК произошел конфликт между корреспондентом программы «Вести. Дежурная часть» Павлом Брыкиным и главой ГИБДД Приморья Александром Лысенко.
На видеозаписи сюжета видно, как журналист около личного гаража Лысенко задал тому вопрос, когда ГИБДД Приморья прекратит регистрировать распиленные в Японии, а затем сваренные в России иномарки.
Лысенко, в свою очередь, сел за руль своего личного автомобиля, тронулся с места и поехал на минимальной скорости в направлении журналиста, который отпрыгнул, чтобы не получить травму.
Приморские гаишники называют выявленные факты «недостатками», однако в Бурятии по факту массовой регистрации «конструкторов» ранее были возбуждены уголовные дела.
Глава ГИБДД Бурятии Аламжи Сыренов и начальник отдела технадзора Николай Бархутов, по данным местного Следственного комитета, в период с июня 2009 по апрель 2010 года обвиняемые незаконно оформляли документы на автомобили, собранные из запасных частей и агрегатов, и допустили к эксплуатации машины, не соответствующие требованиям безопасности. В отношении них в марте 2011 года возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий.
Продавцы подержанных иномарок во Владивостоке отмечают, что для ввоза «конструкторов» сейчас необходимы серьезные связи, а легализация происходит при участии посреднических фирм и требует серьезных связей в правоохранительных органах.
«Раньше продавцов «конструкторов» было много, однако сейчас это достаточно обособленная каста. Сейчас для этого достаточно «блатной» выход нужно иметь – пояснил «Газете.Ru» продавец подержанных автомобилей Александр Бусс. — Те, кто ввозит по нескольку «конструкторов», оформляют всё через определенные фирмы».
По оценкам Бусса, среди продавцов автомобилей на самом известном авторынке «Зеленый угол» во Владивостоке, «конструкторами» занимаются не более 10–20% продавцов.