Обсуждение судьбы государственного технического осмотра автомобилей в России и на Украине проходило практически одновременно. Виктор Янукович и Дмитрий Медведев с разницей в месяц официально признали техосмотр не только бесполезной коррупционной процедурой, но и обременительной для своих граждан. «Над людьми продолжают издеваться, — говорил украинский президент. — В большинстве случаев собственники автомобилей получают талон о прохождении техосмотра без проверки, покупая его с помощью налаженных коррупционных схем». «Ценность этого (техосмотра) абсолютно минимальная, — вторил ему Дмитрий Медведев. — Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить».
Оба президента предложили радикальную реформу — отменить техосмотр. Впрочем, Медведев в качестве альтернативы предложил сделать контроль техсостояния автомобилей «беспроблемным для граждан».
В итоге двух месяцев Киеву хватило, чтобы полностью отменить обязательный техосмотр для частных легковых автомобилей массой до 3,5 т.
Украинцам теперь не нужен талон ТО даже при въезде на территорию других стран, в том числе и в Россию. По словам их министра внутренних дел, «не имеет смысла проходить техосмотр в другой стране, когда есть страховка, такая процедура также не предусмотрена международным правом».
В России принятие закона о техосмотре раскачивалось в течение полутора лет. Проект, по словам депутатов, не пропускали лоббисты из ГИБДД. Обсуждение проблемы ТО вышло на высший политический уровень после публикаций СМИ об огромных очередях на пунктах контроля. И после жестких заявлений Медведева чиновники форсировали доработку документа. При этом обсуждение законопроекта велось за закрытыми дверями. По словам источников в Госдуме, именно в недрах ГИБДД родилась идея передать функцию аттестации операторов по проведению техосмотра страховщикам.
Однако все, что получили граждане, — это отмену ТО для новых автомобилей (сейчас талон ТО для новых авто нужен раз в три года) и бесспорное подорожание процедуры в несколько раз.
При этом очереди на пунктах инструментального контроля вполне могут остаться. Сейчас в России всего 3000 линий по проведению техосмотра. Многие из них закрываются из-за отсутствия клиентов, так как власти ввели на год амнистию для автовладельцев, срок действия талона которых истекает в 2011 году. Поэтому уже через полгода на пункты ТО хлынет целая волна автовладельцев — почти 3 млн авто, приобретенных в 2008 году, еще 1,5 млн — в 2009-м плюс еще несколько миллионов автомашин, чей срок для прохождения техосмотра истек в 2011-м или истекает в 2012-м. Аккредитовать новых операторов автостраховщики планируют только после 2014 года.
Отмена техосмотра на Украине доказала, что избавиться от этой процедуры можно безболезненно.
Аргументы ГИБДД в пользу безопасности на дорогах несостоятельны: всего 0,5% ДТП в России происходят из-за неисправных автомобилей, это притом что больше половины талонов ТО покупается за взятку. Обсуждение острого вопроса, касающегося не менее 34 млн россиян (именно столько к 2011 году было зарегистрировано автомобилей), могло принести в копилку Дмитрия Медведева немало политических очков. Заявление о реформе процедуры транслировалось в прямом эфире на всю страну. Однако все изменения стали лишь политической манипуляцией. Так же как и прошлогоднее обещание отменить транспортный налог превратилось в его удорожание и введение дополнительной платы за акцизы на бензин. При этом очевидно, что объем сборов с автовладельцев как за техосмотр, так и за транспортный налог оценивается в сотни миллиардов рублей. От этих доходов российские власти отказаться пока не в состоянии.