Экономических оснований для дальнейшего роста цен на бензин в России нет, заявил в пятницу в Госдуме министр энергетики Сергей Шматко. Оптовые цены на внутреннем рынке начали снижаться, а за ними должна последовать стабилизация и розничных цен. «Могу твердо заявить, что сегодня экономических оснований для дальнейшего роста цен в сегменте нефтепереработки нет», — сказал глава Минэнерго.
По его словам, дефицит «в отдельных регионах страны» наблюдался в связи с ростом розничных цен на бензин для потребителей. Чиновник подчеркнул, что это произошло из-за разницы между ценами на экспорт нефтепродуктов и стоимостью на внутреннем рынке. «В результате часть топлива с внутреннего рынка ушла за границу», — резюмировал Шматко. Среди других причин роста внутренних цен названы ограничение на оборот в России топлива класса «евро-2», а также ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Пока чиновники говорят, что стоимость на топливо стабилизируется, потребительские цены на бензин за последнюю неделю выросли в 56 субъектах РФ.
С апреля бензин подорожал на 2–3% в более чем 80 регионах. В мае общий рост цен снизился до 0,7–0,8%. Данные за последнюю неделю показали, что в среднем по России с 23 по 29 мая стоимость нефтепродуктов выросла на 0,6%, сообщает Росстат в своем еженедельном отчете. Бензин марок А-76, Аи-80 подорожал в среднем с 23,03 до 23,18 рублей за литр (на 0,7%), Аи-92, Аи-93 – с 25,01 до 25,17 рублей (на 0,6%), Аи-95 и выше – с 26,88 до 27,01 рублей (на 0,5%), цены на дизельное топливо увеличились с 24,28 до 24,37 рублей (на 0,4%).
Наиболее существенно стоимость выросла в Самаре и Ульяновске — на 3,8% и 3,3% соответственно. В 20 центрах субъектов России цены на бензин сохранились на уровне предыдущей недели. Бензин подешевел в семи субъектах России, сильнее всего в Кызыле – на 3,8%. В Москве и Санкт-Петербурге за неделю бензин в среднем подорожал на 1,1% и 0,4% соответственно. Средняя стоимость бензина в Москве к 30 мая 2011 года достигала 25,76 рублей за литр, в Санкт-Петербурге 25,15 рублей за литр.
Эксперты считают, что меры, принятые властями для удержания цен, недостаточны и рост цен на энергоносители продолжится.
«Пока ситуация контролируется в ручном режиме, но вопрос в том, насколько зажимание цен будет долгосрочным, — рассказал «Газете.Ru» старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. — Проблемы фундаментально не решены».
Напомним, правительство в рамках борьбы с ростом цен на бензин повысило с 1 мая экспортные пошлины на нефть до 90%, они будут действовать как минимум до 1 июля. «Но одной этой меры недостаточно», — говорит Абзалов. По его словам, энергоносители дорожают в связи с небольшой нефтепереработкой в России и ее монополизированностью: сейчас все НПЗ принадлежат крупным нефтяникам. По мнению эксперта, изменить ситуацию поможет создание независимых НПЗ. В конце мая Минэнерго и Минэкономразвития выступили с предложением о выкупе и выведении заводов из компаний.
Впрочем Абзалов предсказывает, что «в ближайшее время принципиально решить проблему не удастся».
«Что касается цен на энергоносители, то в целом ряде регионов они будут увеличиваться, но в рамках 0,5 – 2%, — считает нефтяной эксперт.
— Это политический момент, и губернаторы в случае серьезного роста цен могут многое потерять, вплоть до лишения своих мест».
Тем временем в России набирает обороты кризис независимых АЗС, которых насчитывается примерно 50% от общего количества заправок. Так, близка к критической ситуация в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где 45% АЗС принадлежит крупным нефтяникам, а 55% составляют частные заправки. «У нефтяных компаний топливо на АЗС будет, а вот независимый сектор – компании реально испытывают нехватку 95-го бензина, — рассказал «Газете.Ru» президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. — На свободном рынке его не продают, по прямым договорам отказано в поставке. Все объемы, которые шли по прямым договорам, переведены на биржу, где они сразу выросли на 2–3 тысячи рублей за тонну. И спрос на бирже превышает предложение. Частные компании работают «с колес» – что сегодня купили, то и продали. А купят ли завтра – неизвестно. Нет стабильных поставок. Объем реализации нефтяных компаний увеличился, в том числе из-за разницы в цене: они продают бензин дешевле. Чревато это тем, что на розничном рынке вымываются независимые операторы.
Создается монополия, как и в опте, где 100% монополия нефтяных компаний. Мы в итоге будем вынуждены уйти с рынка, и получится, что и розница будет полностью монополизирована».
По словам Дмитрия Абзалова, схожая ситуация сейчас наблюдается на Дальнем Востоке и на Южном Урале, где уже возникают проблемы с поставками. Аналогичная проблема была зафиксирована в том числе в Туве, где цены в середине мая подскочили до 50 рублей за 1 литр. «В случае дефицита все НПЗ начинают подпитывать в первую очередь свои АЗС, — объясняет эксперт. — В результате топлива для независимых заправок может не хватать. Поэтому частные АЗС будут ослабевать, так как у них нет доступа к нефтепереработке».