В России продолжают расти цены на бензин, а топливный кризис, закончившись в одних регионах, начался в других. Список пострадавших от бензинового дефицита пополнил Забайкальский край. Забайкальское управление ФАС сообщает, что за несколько дней цены на моторное топливо в регионе увеличились на 5 рублей. Если в конце прошлой недели литр бензина марки «Аи-92» стоил в районе 28 рублей, то ко вторнику его цена выросла в среднем на 4,5 рубля, до 32 рублей 50 копеек. «Девяносто пятый» вырос сильнее: с 28,70 до 35,10 рублей в среднем. В регионе, где подавляющее число автозаправок принадлежат частным лицам, бензин не дорожает только на заправках «Роснефти».
Как сообщил вице-премьер краевого правительства Евгений Вишняков в интервью местному телеканалу «Альтес», «Роснефти» удается держать свои ценники неизменными благодаря тому, что у компании есть свой собственный НПЗ в Комсомольске-на-Амуре. Остальные компании получали бензины из Ангарска, и в настоящий момент эти поставки прекращены на неопределенный срок. Краевой администрации удалось договориться с «Роснефтью», и в ближайшее время топливо с Комсомольского НПЗ поступит на остальные автозаправки региона.
Местные блогеры пишут на форумах, что ограничений по отпуску топлива и очередей в городе нет ни на одной бензоколонке, за исключением двух, принадлежащих «Роснефти»: там очереди составляют несколько десяткой автомобилей.
Аналогичная тенденция намечается в Приморском крае, где за последнюю неделю цены на заправках выросли в среднем на 50–70 копеек.
Росстат опубликовал в конце прошлой недели данные о динамике розничных цен на бензин и дизельное топливо в регионах. Согласно этой информации, за прошлую неделю в 73 субъектах Российской Федерации цены на все марки бензина выросли на 30 копеек, на солярку – на 12 копеек. В трех регионах (Томской, Курской и Белгородской областях) стоимость литра моторного топлива снизилась, а еще в семи – цены не изменились.
По данным интерактивной карты цен на бензин, которую формируют читатели «Газеты.Ru», реальные ценники на бензоколонках в среднем выше на 40–60 копеек.
В Курской и Белгородской областях «девяносто пятый» бензин на сетевых заправках отпускают в среднем по цене 29,50 и 26,30 рублей соответственно, что на 60 копеек выше официальных данных. В Орле бензин оказался дороже на 40 копеек. Как сообщили «Газете.Ru» на АЗС «Роснефти» в Мценске (Орловская область), цены на моторное топливо меняются каждый день на 10–20 копеек как в одну, так и в другую сторону. Разница между сетевыми и независимыми заправщиками в регионах составляет несколько рублей. Владельцы частных АЗС объясняют это тем, что они вынуждены закупать бензин на бирже, тогда как сетевики имеют собственные НПЗ.
Стабильная ситуация складывается на юге России, в Ростовской и Волгоградской областях и Краснодарском крае. Сказывается малый процент независимых бензоколонок и присутствие в этих регионах крупного заправщика «ЛУКойла», который имеет собственный НПЗ. По данным читателей «Газеты.Ru», литр «девяносто пятого» бензина в Краснодарском крае стоит 27,19 рубля, в Волгоградской области – 26,42, в Ростове даже дешевле официальных данных на 20 копеек – 26,36 рублей. Работники местных АЗС подтвердили «Газете.Ru» эту информацию.
В Алтайском и Красноярском краях и Кемеровской области данные «Газеты.Ru» расходятся с данными Росстата в среднем на 70 копеек. Средняя цена по Алтаю составляет 24,73 рубля, в Красноярске – 26,80 рубля, на Кузбассе – 23,91 рублей за литр «девяносто пятого» бензина.
Самый сильный ценовой разброс зафиксирован в республике Саха и Ханты-Мансийском автономном округе. В Якутске цена литра бензина марки «Аи-95» составляет 32,03 рубля, около городов стоимость моторного топлива этой марки падает до 28,50 рублей, а в отдаленных районах, где расположены бензоколонки единственного заправщика ОАО «Саханефтегазсбыт», цена возрастает. Самый высокий уровень был зафиксирован в Булунском районе республики – 40 рублей за литр «девяносто пятого» бензина. На заправке ОАО «Саханефтегазсбыт», расположенной в районе, «Газете.Ru» объяснили столь высокую цену удаленностью от крупных транспортных путей.
В ХМАО цена литра бензина начинается с отметки в 28,85 рублей в Ханты-Мансийске, увеличиваясь на рубль в Сургуте. Наконец, самый дорогой бензин — и заодно максимальная цена по России — зафиксирован в Сургутском районе – 55 рублей за литр моторного топлива марки «Аи-95».
В Москве и Санкт-Петербурге за последнюю неделю цены на бензин и дизельное топливо не изменились. По данным Московской топливной ассоциации, в столице на прошлой неделе средняя стоимость литра бензина увеличилась на 31 копейку. Больше всего, на 43 копейки, подорожало топливо марки «Аи-80», сказались последствия заявления премьера о возможном возвращении экологического стандарта «Евро-II». По состоянию на 10 мая литр «девяносто второго» продавался по цене 25,40 рублей, «девяносто пятого» – 27 рублей 28 копеек.
Само возвращение выведенного из продажи с 1 января 2011 года «восьмидесятого» бензина – мера временная, однако необходимая, подчеркивают в Минэкономразвития. Вакуум, образовавшийся после прекращения производства моторного топлива этой марки, не смогли заполнить даже те объемы бензинов, которые правительство влило на внутренний рынок путем повышения экспортных пошлин и запрета вывоза моторного топлива за рубеж. О невозможности заполнения рыночных пустот говорит и факт договоренности между Росрезервом, Минсельхозом и Минэнерго о выделении из Росрезерва 266 тысяч тонн автомобильного бензина марки «Аи-80» для внутренних потребностей.
Впрочем, по мнению директора информационно-аналитического центра «Кортес» Павла Строкова, решение, принятое чиновниками, никак не отразится на динамике стоимости нефтепродуктов на российском рынке. «Дефицит наблюдается в ходовых марках — «Аи-92», «Аи-95». Его необходимо решать другими методами. А «восьмидесятый» — это самостоятельный бензин», — считает Строков.
Тем временем мировой рынок раскачивает на нефтяных качелях. В США наводнение, вызвавшее опасения трейдеров, что работа американских НПЗ будет приостановлена, на прошлой неделе вызвало рост цен на бензин, из-за чего, в свою очередь, выросла цена за баррель нефти на мировых торгах. Однако к вечеру понедельника стало понятно, что этого не произойдет, в результате ниже отметки в $3 упали июньские фьючерсы на бензин, которые, в свою очередь, обрушили цену на нефть.
В Европе нефть также сдает позиции из-за опасений инвесторов относительно греческого долга, который негативно скажется на темпах развития европейской экономики, что снизит спрос на сырье. По прогнозам европейских аналитиков, запасов, которые есть у компаний, больше чем необходимо, поэтому инвесторы будут пытаться избавиться от избытков, что приведет к резкому падению цен на энергоносители.
Нехватку топлива испытывает КНР. Когда мировые цены на нефть опередили внутрикитайские, компаниям стало выгодно экспортировать нефть и бензин. Однако в этих условиях местные НПЗ отказались увеличивать выпуск дизельного топлива, которое является наиболее востребованным в Китае. В результате КНР с мая прекратила экспорт дизельного топлива и увеличила на 1,7% импорт автомобильных бензинов, что не могло не привести к росту цен.
События, происходящие в арабском мире, не отразились на ценах на бензин внутри государств — членов Магриба. Власти Кувейта, Ливии и Бахрейна на прошлой неделе сделали заявления о неизменности цен на бензин внутри этих стран.
Относительно дальнейшего изменения цен на бензин в мире мнения экспертов разделяются. Эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов считает, что в связи с проблемами в области переработки, которые сегодня стоят перед нефтяниками, цены на бензин и дизельное топливо продолжат рост, если не будут остановлены правительством, как это случилось в феврале. «Приблизительно на 5–10% подорожает бензин в Южной Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. В отличие от Европы или США, снижение цен на энергоносители на внешних рынках не приведет к падению стоимости бензина на заправках, хотя может несколько сбить процесс роста цен в общем», — говорит Абзалов. «Незначительное повышение в отдельных регионах не сможет повлиять на общероссийский рост цен на бензин», — уверен директор информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков.