Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю во вторник возбудило уголовное дело в отношении компаний «Роснефть» и «Газпром нефть», подозревая их в картельном сговоре. Поводом для расследования стали многочисленные обращения в антимонопольную службу автовладельцев и Алтайского топливного союза, которые столкнулись с проблемой нехватки бензина на АЗС и у оптовых поставщиков региона.
«Специалисты антимонопольной службы обнаружили в действиях указанных компаний признаки сговора и возбудили уголовное дело. В настоящий момент идет сбор информации», — сообщил представитель ведомства в интервью агентству «Интерфакс». Заседание комиссии по рассмотрению дела назначено на 11 мая, однако если до этого срока не будут собраны необходимые данные, сроки могут быть передвинуты.
Официальный представитель «Роснефти» не комментирует возбуждение дела в отношении компании. «Роснефть» все свои обязательства по поставкам топлива в Алтайский край выполняет в полном объеме», — уточнил он.
В «Газпром нефти» отрицают возможность картельного сговора ввиду того, что компания не занимает ключевые позиции в регионе. «Доля компании «Газпром нефть» в поставках бензина и дизтоплива на рынок Алтайского края не превышает 18%. Из всех 850 АЗС в регионе компании принадлежит только 17», — говорится в официальном письме.
Уголовное дело в отношении двух компаний явилось результатом вчерашнего совещания руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева с представителями Российского топливного союза, на котором глава ФАС напрямую указал на вероятность сговора. «Поведение нефтяных компаний может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена ответственность вплоть до уголовной», — прокомментировал руководитель ведомства 25 апреля.
В свою очередь, нефтяники видят главную причину растущего топливного коллапса в действиях самой ФАС. Искусственное зажимание цен привело к смене приоритетов и выходу на первый план экспортной альтернативы, а февральское решение ФАС, с точки зрения ведомства, решающее проблему недопущения роста цен, — продажу 15% от объема производства нефтепродуктов каждой компанией на бирже — сделало покупателя определяющим направление топлива.
Источник «Газеты.Ru» в нефтяной отрасли добавляет, что именно в связи с тем, что компании обязаны продавать 15% продукции на бирже, им становится сложно контролировать целевые поставки в регионы.
«На биржах товар получает тот, кто предлагает лучшие условия, следовательно, нефтепродукты уйдут туда, где за них предложили лучшую цену», — говорит источник.
Также сегодня стало известно, что алтайское управление ФАС намерено оштрафовать «дочку» «Роснефти» ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» по факту нарушения антимонопольного законодательства, сообщила пресс-служба ведомства. Компании грозит штраф за прошлогодний сговор в Бийске. В ходе антимонопольного разбирательства ведомство установило факт согласованных действий между владельцами 15 АЗС при поддержании цен на бензин марок А-80 и Аи-92.
Ситуация с дефицитом бензина возбудила интерес в верхах. Председатель правительства РФ Владимир Путин во вторник поручил компетентным ведомствам разобраться в ситуации в кратчайшие сроки с тем, чтобы «сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива», передает пресс-служба Белого дома. Контролировать дело обязалось Минэнерго.
Тем временем топливный кризис в России набирает обороты. На фоне заявлений руководителя УФАС по Красноярскому краю Олега Харченко о невозможности возникновения дефицита бензина происходит повышение розничных цен на топливо и закрытие АЗС. «У нас есть более или менее независимые действующие сети, и алтайский сценарий реализовать в Красноярске будет сложно», — сказал Харченко агентству «Интерфакс».
Как сообщили «Газете.Ru» в компании «Красноярскнефтепродукт», дефицит бензина уже наблюдается на оптовом рынке. В мае ситуация может еще усугубиться, потому что нефтеперерабатывающие заводы в Сибири закроются на плановый ремонт.
Во вторник, 26 апреля, в городе закрылось несколько автозаправок по причине отсутствия топлива.
Вчера на совещании в ФАС глава Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил, что неблагоприятная ситуация также складывается в центральных областях России и в Санкт-Петербурге. Причина тому – закрывшиеся на реконструкцию четыре НПЗ, обслуживающие Центральный федеральный округ.
«В Петербурге такая же ситуация, как и в остальных регионах, — сказал «Газете.Ru» президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. — Внутренний рынок оказался пустой. Причин здесь несколько. В том числе и превышение объемов сбыта экспорта».
По его словам, нехватка топлива в Петербурге уже существует в оптовом звене и к концу майских праздников дефицит может начаться на АЗС.
Однако в УФАС Петербурга и Ленинградской области заверили, что ни один топливный оператор не испытывает проблем с поставками. «Думаю, что слухи создаются искусственно, — говорит председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. — В Петербурге операторы получают топливо разными путями и из разных мест. Поэтому не думаю, что топливо одновременно закончится у всех и возникнут проблемы с бензином», — считает эксперт.
Столичная администрация полагает, что московским водителям не стоит опасаться топливного дефицита.
Как заявил во вторник заместитель мэра Москвы по экономическому развитию Андрей Шаронов, ценовых колебаний на бензин не наблюдалось. По мнению чиновника, повторения алтайского сценария ждать не стоит, поскольку число крупных игроков на рынке ГСМ в столичном регионе не ограничено только «Роснефтью» и «Газпром нефтью».
На московском НПЗ заявили об отсутствии каких-либо предпосылок по возникновению дефицита топлива. «На терминале московского НПЗ отгрузки осуществляются в штатном режиме с учетом технических возможностей по наливу терминала», — сообщил представитель «Газпром нефти», которой принадлежит завод.