Как стало известно «Газете.Ru», в Москве на пунктах прохождения государственного технического осмотра продолжают выстраиваться гигантские очереди. На линиях инструментального контроля, расположенных на Вагоноремонтной улице и Бережковской набережной, признались, что «очереди большие» и «даже с вечера со вчерашнего дня стоят».
В пятницу корреспонденты «Газеты.Ru» в трех подобных учреждениях лично убедились, что там вытянулись вереницы в полсотни машин.
По данным Федерации автовладельцев Москвы (ФАР), на большинстве пунктов ТО в Москве сейчас «жуткая ситуация». В ФАР подчеркивают, что очереди появились после назначения на пост главы ГАИ Москвы Александра Ильина, который, возглавляя ведомство в Ярославской области, боролся с коррупцией в своих рядах с помощью установки скрытых видеокамер. Началось видеонаблюдение за сотрудниками и в Москве. На одном из пунктов ТО камеры запечатлели не менее 60 эпизодов выдачи талонов без фактического прохождения ТО. В итоге был уволен начальник регистрационного подразделения, его зам и еще шесть сотрудников. После зачистка продолжилась — своих должностей лишись еще 17 инспекторов, а 50 гаишников понесли дисциплинарные взыскания.
От коррупции это не избавило, но вырос размер взятки. Теперь, по сообщениям членов ФАР, купить талон ТО без фактического осмотра автомобиля стоит 10 тысяч рублей вместо 4 тысяч рублей в прошлом году (официально пройти ТО на легковом автомобиле стоит всего 690 рублей). Многие автовладельцы идут на нелегальную сделку не потому, что их автомобиль неисправен, а в целях экономии времени и в силу нежелания лишний раз сталкиваться с гаишниками.
Когда взятка в 15 раз превышает легальную стоимость госуслуги, число желающих пройти техосмотр легально резко возрастает. И если еще год назад официально техосмотр можно было пройти за час, то теперь на это может уйти целый день.
Теоретически записаться в очередь на прохождение ТО можно в интернете (телефонная запись была упразднена в этом году). Для этого нужно пройти регистрацию на сайте госуслуг — заполнить анкету со своими данными и ввести номер страхового свидетельства. Затем по почте (не электронной) автовладельцу придет конверт, в котором указан код для активации. Как сообщается на сайте госуслуг, в среднем такое письмо идет от 10 до 14 дней, и уточняется, что сроки доставки зависят от работы Почты России в отдельном регионе. И только после этого можно зарегистрироваться. Большие скопления машин на пунктах ТО красноречиво говорят о том, что подавляющее большинство автомобилистов все равно идут за талоном в живую очередь, а не в виртуальную, которую, по сути, нужно ждать две недели.
В середине марта этого года, когда пресса впервые обратила внимание на огромные очереди в пунктах ТО, ГИБДД Москвы организовала дополнительный прием граждан. Однако проблема не была решена. В пятницу, 22 апреля, ГИБДД Москвы официально сообщило, что из-за сложной ситуации проводить ТО будут также 24 и 25 апреля, то есть в традиционные для этой процедуры выходные дни — воскресенье и понедельник.
Однако все эти меры дают лишь временное облегчение, но ни от очередей, ни от коррупции на пунктах ТО не избавляют. Причем не только в столице. Сейчас в Приморском крае автомобилисты собирают подписи в поддержку отставки руководства регионального управления ГИБДД. На специально созданном сайте за три дня собрано около четырех с половиной тысяч подписей под обращением к федеральным властям. По мнению местных автомобилистов, руководство краевого управления ГИБДД не может решить проблему с поборами при прохождении техосмотра. Суммы за услугу в крае официально варьируются от 3,5 до 6,5 тысяч рублей.
Техосмотр в России давно превратился в формальность. Согласно опросу автомобильного портала Drom.ru в 2010 году, 55% российских автовладельцев покупают талон ТО и только 40% проходят процедуру легально.
И это проблема не столько самого техосмотра, сколько одного из самых коррумпированных ведомств России. Правоохранительные органы не участвуют в проведении технического осмотра автомобиля практически во всех развитых западных странах. В Германии эту процедуру проводят коммерческие структуры, в Испании в ТО не нуждаются автомобили моложе 4 лет, а в США ТО проводят только в 13 штатах из 50. При этом аварийность в связи с неисправностью автомобиля там не превышает одного процента.
В этом году отменить техосмотр потребовал президент Украины Виктор Янукович: «Над людьми продолжают издеваться, — аргументировал он отмену ТО. — В большинстве случаев собственники автомобилей получают талон о прохождении техосмотра без проверки, покупая его с помощью налаженных коррупционных схем». Контроль технического состояния предлагается возложить на страховщиков, которые больше стражей порядка заинтересованы в исправности автомобиля.
В России также разработан законопроект, согласно которому функция техосмотра от ГИБДД полностью должна перейти в частные компании (формально сейчас ТО могут проводить коммерческие структуры, однако талон ТО все равно выписывает инспектор). Документ прошел уже первое чтение, однако работа над ним затянулась на девять месяцев. Дальнейшая судьба инициативы повисла в воздухе.
Опираясь на опыт развитых западных стран, где аварийность в разы ниже, чем в России, уже давно пора полностью передать функцию ТО коммерческим структурам и страховщикам, заинтересованным в исправности автомобиля, или вовсе отказаться от этой процедуры. В 2010 году в России произошло около 200 тысяч аварий с пострадавшими, из них только около тысячи случились из-за технической неисправности автомобиля.