Власти не решаются вводить ограничения на въезд машин в центры крупных городов. Для этой меры, вполне цивилизованной и общепринятой во многих странах, в России не хватает ни законодательной, ни технологической базы. Но желание сделать владение автомобилем дорогим и невыгодным все же просматривается. За повышением транспортного налога и акцизов на бензин вводятся очередные повышения штрафов – на этот раз за неправильную парковку.
Машины, брошенные во втором ряду, перегородившие путь троллейбусам и оставленные на трамвайных путях, действительно являются одной из первых причин образования пробок. Так что решение властей повысить за эти нарушения штрафы до максимальных 5000 рублей логично и понятно. Эти вполне европейские ценники были утверждены на этой неделе в третьем, заключительном чтении в Госдуме. Причем, чтобы усилить воспитательный эффект, а заодно получить экономическую выгоду, платной решено сделать еще и эвакуацию. В прошлом году на перемещение машин московский бюджет выделил 700 млн рублей. Впрочем платить придется не только владельцам брошенной в неположенном месте машины, но и пьяным водителям, и тем, кто пойман за езду без техосмотра, и если у водителя нет доверенности на машину или он не вписан в ОСАГО.
Цены на эту принудительную услугу будут устанавливать региональные власти. До отмены платы за перемещение в Москве брали 1806 рублей, в Санкт-Петербурге 4400 рублей , а в Иркутске 1200.
Эвакуация — и платная, и бесплатная — должна создать максимальное неудобство для автомобилистов — наверное, это принципиальная позиция в организации инфраструктуры. Чтобы забрать машину в Москве, мало оплатить квитанцию. Нужно ехать за ней в ГАИ, отстоять очередь и только потом ехать на штрафстоянку, куда без такси не доберешься. На это можно потерять целый день. Переживший эту процедуру, а еще и оплативший штраф и перемещение водитель должен выработать стойкий отрицательный рефлекс на парковку в неположенном месте. Видимо, так рассуждают власти. Но, несмотря на сотни рейсов эвакуаторов ежедневно, меньше нарушителей не становится.
Дело в том, что в Москве и Санкт-Петербурге водители бросают машины на дороге не только потому, что не боятся штрафа. Парковаться негде. Да и пересаживаться на общественный транспорт, чего добиваются власти, тоже сильно преждевременно.
Инфраструктура Москвы, например, не готова не только к такому количеству автомобилистов — город в принципе не рассчитан на передвижение в нем такого числа людей.
Концепция борьбы с пробками для столичных властей строится на развитии общественного транспорта до европейского уровня. Запланировано обновить автобусный парк, пересмотреть маршруты, организовать выделенные полосы на 40 магистралях, а также построить удобные пересадочные пункты, где можно будет оставить машину на день за приемлемые деньги. Но на это нужно время. По оценке заместителя мэра по транспорту и дорожной инфраструктуре Николая Лямова, общественный транспорт станет комфортным и современным не раньше чем через пять лет. Штрафы же и плата за эвакуацию вводятся уже в 2012 году. Кроме того, на ближайший год запланирована закупка 150 камер видеонаблюдения, по данным которых будут пересылать по почте штрафы за неправильную парковку.
Скорее всего, часть водителей действительно откажутся ехать в центр города на машине и будут тщательнее выбирать место для парковки. Но это будет незначительная часть. Отказываться от машины в пользу перегруженного метро или автобусов, которые стоят в тех же пробках, мало кто согласится. Что касается водителей, которые бросают машину во втором ряду, они не боялись штрафа и эвакуации раньше — не будут бояться и впредь. И дело тут не в сумме штрафа, а в культуре.