По меркам геологии Кавказские горы считаются «молодыми»: их возраст оценивается в 24–28 млн лет. Сравнительно молод по канонам автопрома и черкесский автозавод «Дервейс»: компания была основана в 2002 году, а выпуск внедорожников под собственной маркой Derways Cowboy на предприятии начался в 2004-м. Однако уже через два года производство «Ковбоев» пришлось свернуть: обанкротился поставщик шасси – румынская ARO; и «Дервейс» переориентировался на сборку автомобилей китайских марок – разнообразных и не широко известных, как многочисленные кавказские народности.
Автомобильный завод «Дервейс» входит в группу компаний «Меркурий», принадлежащую известным в республике предпринимателям братьям Деревым: другие их фирмы производят, в частности, водку, минеральную воду, мясные продукты.
Старший из братьев — Станислав Дерев, скончавшийся в 2006 году, в 90-е годы занимал пост мэра Черкесска, баллотировался в президенты республики, а впоследствии был сенатором. Нынешний глава «Меркурия» Вячеслав Дерев в апреле 2011 года делегирован в Совет федерации новым президентом Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым. Компанию «Дервейс» возглавляет Хаджи-Мурат Дерев.
За время существования завода на его конвейере успели побывать внедорожники и пикапы Dadi Shuttle и Plutus, хетчбэки Lifan Breez, а сейчас по полному сборочному циклу со сваркой и окраской выпускаются седаны Lifan Solano, хетчбэки Smily, а также автомобили марки Haima, разработанные китайским совместным предприятием Hainan Mazda по мотивам собственно «Мазды».
В 2009 году на «Дервейсе» были построены производственные мощности, позволяющие изготавливать до 100 тысяч автомобилей в год, включая сварку, окраску и сборку.
В 2010 году автозавод выпустил около 16 тысяч автомобилей, производственный план на 2011 год уже 68–72 тысячи машин.
Lifan Smily, сборка которого стартовала в конце марта, выглядит в точности как китайская игрушка – яркая, блестящая, за вполне умеренную цену (минимум 259,5 тысяч рублей) — и всем своим видом просит не воспринимать его всерьез, не сличать придирчиво дизайн Smily с Mini Cooper или японскими малолитражками или со штангенциркулем в руках до долей миллиметра измерять зазоры кузовных панелей.
Впрочем, некоторые сборочные огрехи можно списать на «предсерийность» машин: в организованную колонну с милицейским сопровождением, наклейками «ТЕСТ-ДРАЙВ» на лобовых стеклах и двумя внедорожниками с охраной были выстроены автомобили из установочной партии, а сам завод внедряет фирменную систему качества Toyota Production System (на этот счет подписан трехлетний контракт, а на предприятии оборудован «кайдзен-офис»).
И все равно взвешивать все «за» и против» относительно покупки Smily стоит, лишь предварительно взвесившись: для водителя плотного телосложения Lifan Smily может оказаться тесен.
Руль в нем расположен достаточно низко и не регулируется, а ноги упираются в острые грани передней панели, сделанной из твердого пластика. Щиток приборов оснащен цифровым спидометром и жидкокристаллическими указателями, но гулко захлопывающиеся двери и тонкая ножка рычага коробки передач заставляют вспомнить серпуховскую «Оку». Впрочем, этим ассоциации и ограничатся: в Smily достаточно просторно сзади, и при этом багажник достаточно вместителен.
Lifan Smily с 1,3-литровым мотором и пятиступенчатой «механикой», несмотря на заявленную мощность в 89 л. с., разгоняется крайне неспешно – за 14,5 секунд до 100 км/ч «по паспорту».
По пути на воспетый бардами горнолыжный и альпинистский курорт Домбай по достаточно извилистым, но ровным дорогам приходится держаться на третьей-четвертой передаче и проходить повороты, машинально отклоняя корпус «в противовес» крену. При этом подвеска (стойки McPherson спереди и сзади) уверенно справляется с неровностями дороги, но с асфальта на автомобильчике лучше не съезжать, так как дорожный просвет невелик. Крайне «легкая» педаль тормоза также требует привыкания: тормозить автомобиль начинает лишь ближе к концу ее хода, причем одномоментно и очень решительно.
В России Lifan Smily доступен с одним двигателем и пятиступенчатой «механикой» в двух комплектациях. В базовой версии он оборудуется двумя подушками безопасности, гидроусилителем руля и аудиосистемой с AUX-входом, но без проигрывателя дисков.
В более дорогой (от 289 тысяч рублей) предусмотрены АБС, кондиционер, парктроник, задние электростеклоподъемники, центральный замок и легкосплавные колеса.
Несмотря на наличие автозавода, китайская продукция пока не сильно теснит отечественную даже в Черкесске, хотя на улицах республиканской столицы, где беленые домики южнорусской казачьей станицы соседствуют с новыми особняками, и остались в ходу гужевые повозки, встречаются седаны Lifan Solano, тюнингованные по образцу местных «Жигулей» — с глухой тонировкой, выхлопом-прямотоком и заниженной задней подвеской.