В ночь с субботы на воскресенье на 42-м км федеральной трассы М-27 Джубга – Сочи в районе поселка Небуг и санатория «Тюмень» сошел сильный оползень, который разрушил участок дороги протяженностью 12 метров. Дорожное покрытие на половине трассы опустилось на метр. Об этом в интервью «Газете.Ru» сообщил начальник управления сохранности и эксплуатации федеральных автодорог Росавтодора Игорь Астахов.
Разрушение произошло из-за того, что низовой оползень повредил подпорную стенку. В регионе идут сильные дожди уже в течение недели. В настоящее время движение на данном участке затруднено и осуществляется только по одной полосе в реверсивном режиме.
В Росавтодоре считают, что катастрофа на трассе произошла по вине дальнобойщиков, которые, несмотря на весовые ограничения движения по трассе с 25 марта по 25 апреля, продолжают ездить по дороге с перегрузом.
Подпорная стенка трассы держится на 30-метровых опорных сваях. Тяжеловесный транспорт и ливневые дожди снижают несущую способность полотна, и в результате схода оползня грунт проваливается. «Дорога не держит нагрузку сверх той, на которую рассчитана, а если не держит ее, то конструкция разрушается, — говорит Астахов. – Все мы понимаем, что весной при интенсивном таянии и дождях земляное полотно напитано водой. При присутствии воды в грунте несущая способность очень сильно уменьшается. На трассе размещены дорожные знаки, которые информируют, что водителям необходимо снизить нагрузки примерно на 2 тонны на одиночную ось. Однако документально подтверждено, что они не следуют этим указаниям».
Дальнобойщики, в свою очередь, не скрывают, что не соблюдают предписания приказов Минтранса 141 и 21, регламентирующих ввод ограничений для движения фур по дорогам Краснодарского края с 25 марта по 25 июня. «Есть отдельные представители, которые плевать хотели на весенние ограничения, — заявил «Газете.Ru» председатель центрального комитета межрегионального профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Однако дорога Джубга – Сочи построена в соответствии с ГОСТами и СНиПами, рассчитанными на круглогодичную эксплуатацию. Там нет таких сносок, что весной дорога будет иметь меньшую несущую способность».
В Росавтодоре на это отвечают, что в России все дороги рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию, однако из-за ветхости не выдерживают нагрузки современных фур.
«Основная сеть дорог была построена в 60–70-е годы, и та сеть дорог, которая была построена сейчас, реконструируется медленно, — говорит Астахов. – В основном дороги рассчитаны под 6–8 тонн на ось (в том числе Джубга – Сочи). И только 20 процентов дорожной сети воспринимают нагрузки 10 тонн на ось».
Между тем в сообществе дальнобойщиков подчеркивают, что надзорные органы не контролируют водителей-нарушителей из-за коррупции. «По направлению из Москвы в Краснодар есть по меньшей мере 5–6 стационарных постов весового контроля, — рассказывает Войтко. – Значит, водители с перегрузом проходят эти участки за взятки, и система весового контроля неэффективна».
Контроль за введенным ограничением должны осуществлять ГИБДД совместно с Ространснадзором на весовых пунктах контроля. «В ходе поездки по дороге Джубга – Сочи ни на одном посту ГИБДД такого контроля не осуществлялось – причины не понятны, — удивляется представитель Росавтодора Астахов. — Сами гаишники на постах признались, что не занимаются весовым контролем».
Сроки восстановления участка разрушенной дороги станут известны через три дня, когда завершатся изыскательные работы.
Оползень на федеральную трассу Джубга — Сочи сходит уже второй раз в этом году.
Впервые дорога была повреждена в районе Туапсе в начале февраля. Тогда стихией были разрушены 50 метров дорожного полотна, провалившиеся вглубь на 6 метров. В районе ЧП образовалась гигантская пробка. Полностью участок не восстановлен до сих пор, однако работать в обычном режиме он будет с 30 апреля, обещают в Росавтодоре. На данный момент ремонт участка обошелся федеральной казне в 200 млн рублей.
Трасса М-27 Джубга – Сочи, которую из-за ее туристической направленности принято называть «Дорога к морю», находится сейчас лишь в удовлетворительном состоянии. В летний период суточная нагрузка по ней составляет до 45 тысяч машин. Кроме того, трасса активно используется машинами, которые везут грузы для олимпийской стройки в Сочи. Дорога спроектирована и построена по нормативам третьей технической категории. Это дороги с облегченным покрытием (более тонкий асфальт), рассчитанные на небольшую нагрузку, с одной полосой движения на оба направления. На многих участках дорога интенсивно разрушается. Всего на трассе Джубга – Сочи есть более 30 участков общей протяженностью свыше 8,6 км, где сохраняется угроза оползневых сходов.