В Хакасии после ДТП, в котором погибли пять человек, на 2000 рублей оштрафован руководитель Алтайского ДРСУ – по информации «Интерфакса», протокол на руководителя предприятия сотрудники ГИБДД составили за неудовлетворительное содержание дорог. Виновником аварии признан погибший водитель, а гололед и не посыпанная на повороте дорога стали сопутствующими аварии факторами.
В ГИБДД республики «Газете.Ru» уточнили, что штраф на руководителя предприятия наложен не в связи с резонансным ДТП, а является обычной практикой: за 3 месяца на должностных лиц было составлено около 50 протоколов, но случаи, когда штрафуют юридических лиц — сами предприятия (штраф 30–40 тысяч рублей) – остаются единичными.
За дорогами плохо следят везде. В марте прокуратура Тверской области на 20 тысяч рублей оштрафовала Осташковское ДРСУ, в результате работы которого ряд крупных улиц были заужены, а на более мелких снег не убирался. В феврале на 3 тысячи рублей за ненадлежащую уборку дорог был оштрафован руководитель «Спецавтохозяйства» Тулы. При этом, согласно информации с официального сайта госзакупок, стоимость контракта на уборку улиц Осташкова только в марте 2011 года составила около 347 тысяч рублей.
В правилах дорожного движения существует норма, что водитель должен соизмерять скорость движения автомобиля с интенсивностью движения, метеоусловиями и видимостью. Если авария с человеческими жертвами произойдет на скользкой дороге, водителю грозит тюремное заключение. Уголовного наказания за ненадлежащее содержание дорог, пусть даже оно и привело к гибели людей, не предусмотрено.
После подрыва «Невского экспресса» и терактов в московском метро в Уголовном кодексе появилась статья 263.1. Она предусматривает ограничение свободы и права занимать определенные должности за нарушение правил транспортной безопасности, если оно принесло вред здоровью людей или смерть. Должностным лицам, ответственным за транспортную безопасность, грозит максимум пять лет заключения (в случае гибели двух и более человек), однако под транспортной безопасностью в этом случае понимается лишь стойкость инфраструктуры к незаконному вмешательству.
В случае с дорожными авариями автовладельцы могут обратиться за возмещением к эксплуатирующим организациям, однако доказать связь между неубранной или вовремя не отремонтированной дорогой и происшествием трудно: судебные процессы длятся по нескольку лет и требуют высокопрофессиональной юридической поддержки. Установить вину водителя и наказать его гораздо проще.
В редких случаях гражданам удается получить компенсацию за аварии в рамках гражданских судебных исков. Так, в 2010 году жительница Омска Наталья Чегодайкина через суд взыскала с компании, строящей автодороги, 230 тысяч рублей за ДТП, в котором погибли ее муж и дочь. Было установлено, что причиной аварии стала глубокая выбоина, при наезде на которую лопнуло колесо. Судебный процесс длился около двух лет, а доказать связь выбоины и аварии помогла автотехническая экспертиза.
Защита ответчиков настаивала, что причинно-следственной связи между выбоиной и аварией нет. В похожей ситуации калининградской автомобилистке Ольге Бульбовой суд в иске отказал. Несмотря на то что яма, в которую женщина въехала и повредила автомобиль, по ее словам, была скрыта под водой, суд признал, что возможность заблаговременно заметить и объехать дефект дороги у водителя была.
Вместе с тем в начале 2011 года жителю Тульской области удалось взыскать с дорожного предприятия за неочищенные дороги 300 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
По информации Ефремовского районного суда, Дмитрий Филатов обратился с иском к местному МУП «Дорожник» в декабре 2010 года. Гражданин указал, что ответчик не проводит очистку тротуаров города от снега, нарушает действующий ГОСТ, в том числе требования по формированию снежных валов, что создает препятствия в передвижении по городу, и потребовал компенсации морального ущерба в 1 млн рублей. 17 февраля 2011 года иск был удовлетворен частично: суд постановил выплатить заявителю 300 тысяч рублей.
На фоне некоторого уменьшения количества ДТП с пострадавшими доля аварий, произошедших из-за плохого состояния дорог, продолжает расти. По статистике ГИБДД, в 2010 году произошло 19 943 ДТП с пострадавшими (на 2,1% меньше, чем годом ранее), а по данным центра «За безопасность российских дорог», по итогам 2010 года доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог увеличилась с 18,7% до 21%.