К 2050 году в европейских городах может не остаться ни одного автомобиля с бензиновым или дизельным двигателем. В понедельник Еврокомиссия представила стратегию единого транспортного пространства «Транспорт-2050», направленную на сокращение выбросов в атмосферу и освобождение от нефтяной зависимости, сообщает La Tribune.
Концепция документа содержит четыре глобальные цели: исключить использование в центрах городов классических автомобилей с бензиновым, дизельным или газовым двигателем; довести до 40% долю низкоуглеродного топлива в авиации, сократить на 40% выброс парниковых газов в атмосферу и перевести половину грузопассажирских автоперевозок на железнодорожный и автомобильный транспорт.
Запрет на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями наступит не сразу. Комиссары намерены ограничивать использование классических моторов ежегодно на 2,5%, заменяя их электрическими или работающими на биотопливе. Таким образом, через 40 лет уровень выбросов парниковых газов в атмосферу сократится на 60%, считают в Брюсселе. В качестве дополнительной необходимости использования альтернативных технологий чиновники Еврокомиссии называют шум, который вызывают бензиновые моторы.
По плану европейских чиновников, к 2050 году центр города будет открыт только для велосипедистов, автобусов и такси, использующих альтернативное топливо. На реализацию этой задачи в масштабах ЕС потребуется около 1,5 трлн евро.
«Ограничение использования определенных двигателей — это не способ сделать деньги. Мы хотим избавить европейскую транспортную систему от нефтяной зависимости и сделать ее эффективнее», — заявил комиссар по транспорту Сиим Каллас в понедельник.
Предложение Еврокомиссии нашло поддержку у борцов за экологию и вызвало негативные отклики со стороны автомобилистов. Член компании «Друзья Земли» Ричард Дайер заявил, что полный отказ от бензина наконец сможет защитить людей от роста цен на топливо. «Мы слишком долго расплачивались за неверную транспортную политику правительств», — сказал Дайер. В свою очередь, Британская ассоциация водителей выразила свой протест против намерений комиссаров, назвав их «посягающими на свободу передвижения», а лидер ассоциации посоветовал Калласу срочно обследоваться у психиатра, сообщает британская The Telegraph.
Свое отношение к возможному запрету на использование бензиновых автомобилей в городской черте выразил Ford. По мнению компании, подобный подход не позволит эффективно решить проблему пробок и не приведёт к улучшению городской экологии, зато ограничит потребительский выбор в плане приобретения тех или иных моделей автомобилей, говорится в пресс-релизе, распространенном Ford. «Для решения проблемы транспортных заторов целесообразно провести взвешенное обсуждение возможных путей совершенствования сетей автодорог и других объектов дорожной инфраструктуры в городах – в рамках общей дискуссии на тему транспортной политики», — сказал исполнительный директор Ford of Europe Стивен Оделл.
Эксперты считают идею отказа от бензиновых моторов бесперспективной, поскольку запас хода у электрокаров не может сравниться с классическими моделями.
«Использование автомобилей только на электрической тяге – невыгодно экономически, — считает эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. – Процесс эксплуатации автомобиля предусматривает его ежедневное использование. Емкость аккумуляторов существенно меньше, чем объем бензобака, к тому же энергия расходуется не только на приведение силовой установки в движение, но на освещение, работу дворников, кондиционера, магнитолы. Европа не откажется от бензина».
Отказ европейских потребителей от бензиновых моторов не повлечет за собой убытки для экспортеров углеводородов, говорит Абзалов, поскольку произойдет смещение приоритетов экспорта. «Увеличение нагрузок на морской транспорт неизменно повлечет за собой повышение потребления мазута для кораблей. С другой стороны, развитие сети электрических заправок даст дополнительные нагрузки на потребление электроэнергии. Станциям потребуется больше газа и того же мазута, чтобы обеспечивать повышенные потребности», — заключает эксперт.