В пятницу Кировский районный суд Иркутска вновь приговорил дочь экс-председателя областного избиркома Анну Шавенкову к двум с половиной годам колонии-поселения с отсрочкой приговора до 2024 года. При назначении наказания суд учел, что Шавенкова беременна — с декабря она состоит на учете в перинатальном центре. Гособвинитель просил более мягкий приговор вместо трех – два с половиной года лишения свободы. Шавенкова обвинялась по части 3 статьи 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, а также смерть человека, максимальное наказание составляет до пяти лет лишения свободы, а также лишение водительских прав на срок до трех лет.
Как рассказал «Газете.Ru» корреспондент иркутской газеты «Пятница» Тимур Балашов, присутствовавший в зале суда, стороны спокойно отреагировали на приговор, только адвокат потерпевших Виктор Григоров был разъярен вынесенным вердиктом.
«Он очень эмоционально реагировал на слова судьи. А когда тот упомянул о расходах по погребению Елены и лечению Юлии Пятковой, которые взяла на себя Шавенкова, Григоров закричал, что все оплачивала мать Шавенковой, которая не имеет отношения к делу», — рассказал журналист.
Григоров, защищавший на процессе интересы Юлии Пятковой, считает приговор незаконным и намерен его обжаловать. «Мы намерены подать заявление о пересмотре дела в Иркутском областном суде. Если приговор нас не удовлетворит, мы обратимся в Верховный суд».
Адвокат считает, что если приговор вступит в законную силу, Шавенкова сможет избежать наказания. По его словам, процессуальный парадокс заключается в том, что как только истечет срок, назначенный судом, обвиняемая автоматически избавится от ответственности. В статье 82 Уголовного кодекса России написано: «По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденного от отбывания наказания со снятием судимости либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания. Если до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста истек срок, равный сроку наказания, отбывание которого было отсрочено, и орган, осуществляющий контроль за поведением осужденного, пришел к выводу о соблюдении осужденным условий отсрочки и его исправлении, суд может принять решение об освобождении осужденного от отбывания наказания, со снятием судимости».
«Никто не будет ждать эти 13 лет. Суд назначил ей два с половиной года лишения свободы. Значит, как только этот срок истечет, судимость погасится». Адвокат отметил, что был шокирован последним словом Анны Шавенковой.
«Эта была самая короткая речь обвиняемого в моей судебной практике. Ровно пять слов: «Глубоко раскаиваюсь. Извиняюсь перед потерпевшими».
Авария произошла в Иркутске 2 декабря 2009 года. Toyota Corolla, которым управляла консультант аппарата «Единой России» в Иркутском областном законодательном собрании Шавенкова, выехал на тротуар перед зданием Байкальского университета экономики и права и буквально впечатал в крыльцо учебного заведения двух женщин — сестер Юлию и Елену Пятковых. От полученных травм Елена Пяткова скончалась, Юлия стала инвалидом. История получила общественный резонанс после того, как в интернете был размещен видеоролик с камер наружного наблюдения, установленных на фасаде здания. На нем видно, что после наезда Шавенкова вышла из машины и в первую очередь стала осматривать повреждения автомобиля, а затем звонить по мобильному телефону. Как показала детализация звонков, она не вызывала скорую помощь, а звонила своему мужу.
В августе прошлого года Анне Шавенковой был вынесен первый приговор Кировским районным судом, который был оспорен. Тогда судья отсрочил исполнение наказание ввиду того, что у обвиняемой родился ребенок (на момент совершения ДТП она была беременна). Потерпевшие с таким решением не согласились и направили жалобу в суд вышестоящей инстанции. Иркутский областной суд в октябре отменил приговор, «усмотрев в нем существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства», и направил дело на пересмотр другой судебной коллегией обратно в Кировский районный суд.
Сторона Шавенковой пыталась апеллировать к тому, что обвиняемая «ввиду беременности могла не отдавать отчет своим действиям», когда находилась за рулем. Назначенная судом экспертиза опровергла эти доводы, признав Шавенкову вменяемой.
Несмотря на то что в решение Иркутского облсуда было указано: «Доводы кассационных жалоб потерпевших должны быть учтены при повторном рассмотрении», по мнению адвоката Пятковых, суд этого не сделал.