Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вмешалась в тяжелые переговоры между ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Северсталь», которые не могут договориться о цене на автомобильный лист. Об этом РИА «Новости» заявила замначальника управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Ольга Сельващук. Антимонопольное ведомство уже направило запрос в ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» о возможности поставки стали на Волжский автозавод.
Глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, в свою очередь, заявил, что концерн может снизить объемы закупок автолиста у компании «Северсталь» уже с апреля — мая 2011 года.
«Мы разочарованы ходом переговоров с «Северсталью». Чуть более года назад «Северсталь» попросила нас отдать им 60% поставок автолиста. Наш партнер дважды в одностороннем порядке пересматривал условия», — цитирует «Интерфакс» президента «АвтоВАЗа». По его словам, «АвтоВАЗ» будет закупать у «Северстали» не более 25% от объемов металла, поставлявшихся автозаводу ранее. Базовые цены при этом увеличатся на 12%. Переговоры с другими поставщиками планируется завершить к концу недели либо в начале следующей. Покупать сталь за рубежом «АвтоВАЗ» не планирует.
Между тем в «Северстали» «Газете.Ru» сообщили, что переговоры с «АвтоВАЗом» пока продолжаются. «Мы прорабатываем вариант соглашения, по которому «Северсталь» готова оставить за собой только позиции с высокой добавленной стоимостью, которые традиционно поставляются компанией. Мы подчеркиваем, что и среди этих позиций нет ни одной монопольной», — сказано в заявлении компании.
Утром в среду источник «Газеты.Ru», близкий к переговорам «АвтоВАЗа» и «Северстали», сообщал, что металлургический комбинат может снизить объемы поставок металлопроката автозаводу на 40%.
Тем временем Игорь Комаров заявил, что снижение поставок «Северсталью» никак не скажется на производственной программе «АвтоВАЗа» на 2011 год. По данным главы концерна, при росте цен автомобилей Lada на 1% происходит снижение продаж на 4–4,5%.
Споры вокруг стоимости стали для автозаводов возникают регулярно. Так, предыдущий конфликт произошел в мае 2010 года, когда крупнейшие российские автопроизводители, в том числе «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Соллерс», «Группа ГАЗ» получили уведомления о подорожании металлопроката с июля на 10–30% в зависимости от номенклатуры сырья.
Тогда его удалось урегулировать в течение недели: в спор вмешался премьер-министр Путин.
«Да, цены мирового рынка сейчас выше, чем полгода или год назад. Но даже с учетом этого одномоментное повышение цен для внутренних потребителей на 25–30% выходит за рамки нормальной экономической логики. Да и не можем мы позволить себе в данный момент такие скачки, ориентируясь только на мировой рынок», – заявил он.
Новый виток конфликта произошел вокруг контрактов на 2011 год. Как писал «Коммерсантъ», в декабре 2010 года «АвтоВАЗ», «Соллерс», группа ГАЗ и КамАЗ под эгидой Объединения автопроизводителей России подготовили письмо на имя главы Минпромторга Виктора Христенко, в котором пожаловались, что получили от меткомбинатов «коммерческие предложения» об увеличении с 1 января 2011 года цен на металлопрокат более чем на 40%. «АвтоВАЗ» при этом подал жалобу в ФАС на действия «Северстали», однако служба не нашла в ее действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В результате «АвтоВАЗ» в феврале закупает металл у «Северстали» по временному договору, «чтобы не остановить производство», а «Соллерс», в итоге принявший условия металлургов, был вынужден на время переговоров приостановить конвейер УАЗа, перенеся для сотрудников корпоративный отпуск.