Аналитики агентства «Автостат» опубликовали расчеты, согласно которым средневзвешенная цена иномарок, реализованных на российском рынке в 2010 году, выросла на 9,9% и составила $ 28 790 (против $ 26 190 в 2009 году).
Наибольший рост средневзвешенной цены одного автомобиля оказался у Mitsubishi — +25,1%. Volvo показал +21,8%, Toyota +20,8%, Suzuki +17,7%, Kia +17,3%, Chevrolet +17,2% и Subaru +15,9%.
Как пояснил руководитель агентства Сергей Целиков, этот рост средней стоимости вызван не только подъемом цен на текущий модельный ряд, но и тем, что многие автопроизводители в условиях снижения общей емкости рынка «старались продавать меньше дешевых и больше дорогих моделей. Кроме того, ряд брендов в течение 2010 года планомерно обновил свой модельный ряд. При этом практически во всех случаях новое поколение оказалось на 10–15% дороже предыдущего.
В свою очередь, средневзвешенные цены на отечественные автомобили также выросли. Как пояснила «Газете.Ru» представитель «Автостата» Светлана Целикова, средняя цена на «Лады» выросла с $8060 в 2009 году до $8960 в 2010-м. Автомобили других марок — ГАЗ и УАЗ — подорожали в среднем с $13550 до $16520.
При этом, если в случае ГАЗ можно говорить о запуске новой «Газели-Бизнес», которая оказалась дороже своих предшественниц, то в среднем обновление модельного ряда играет в ценообразовании отечественных авто не столь большую роль, как в случае иномарок. Так, по словам представителя Sollers Зои Каика, основные факторы повышения цен на автопродукцию УАЗ — удорожание себестоимости автомобиля и инфляция.
«Дорожает металлопрокат, дорожают комплектующие, — говорит Каика, — в последний год мы наблюдаем в первую очередь удорожание металла.
По опыту последнего времени можно говорить о том, что повышение цен поставщиками металла провоцирует волнообразное подорожание и комплектующих. Фактически мы платим за металл дважды: сначала за металлопрокат, затем за детали, которые тоже изготавливаются из металла и закупаются у тех же поставщиков». На этой неделе коллектив входящего в холдинг Sollers ОАО «Ульяновский автозавод» вышел в двухнедельный корпоративный отпуск из-за несогласованности цен на металлопрокат с поставщиком — «Северсталью», увеличившим цены на 20%.
Игорь Буренков, представитель ОАО «АвтоВАЗ», в конце января этого года поднявшего рекомендуемые цены реализации в среднем на 4%, полагает: «На ценообразование автомобилей LADA в первую очередь влияют инфляция и рост цен на сырье – не только повышение стоимости металлопроката, о котором сейчас много говорят, но и других материалов – цветмета, резины, стекла, пластика. Кроме того, дорожают энерготарифы, вода, отопление… Аналогичные проблемы возникают и у наших поставщиков.
При переходе стоимости автомобилей определенного порога наш рынок станет беднее, и сотни тысяч людей со средним доходом вообще могут отказаться от идеи покупки машины в принципе».
В свою очередь, представитель «Северстали» Олег Быков пояснил «Газете.Ru», что предлагаемая производителем базовая цена на металлопрокат существенно ниже мировых цен. Кроме того, по его словам, «доля металлопроката в стоимости автомобиля не превышает 4,5%, увеличение цен на металлопрокат на 20% ведет к удорожанию автомобиля не более чем на 1%. Согласно материалам совместной рабочей группы «Северсталь» и «АвтоВАЗа», чтобы цена на машину выросла «не менее чем на 3%», нужно, чтобы цена на металлопрокат от всех поставщиков выросла не менее чем на 70%».
Представитель Sollers Зоя Каика не соглашается: «С учетом влияния, которое оказывает подъем цен на металл на стоимость продукции у поставщиков комплектующих, доля стоимости металла может доходить до 10%».