Количество столкновений автотранспорта с поездами на переездах сети железных дорог России в 2010 году составило 260 случаев, что на 28% превышает уровень происшествий по итогам 2009 года, когда было совершено всего 202 подобных ДТП, сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД». В частности, в прошлом году зафиксировано 77 случаев столкновения автотранспорта с пассажирскими и пригородными поездами, 7 ДТП с участием автобусов, при которых были поставлены под угрозу жизнь и здоровье пассажиров.
«Общее количество пострадавших в 2010 году составило 230 человек (в 2009 году — 154 человека), в том числе погибли 72 человека (в 2009 году — 48 человек)», — отмечают представители РЖД.
При этом Российские железные дороги ежегодно реализуют программу повышения безопасности движения на 11 тыс. действующих железнодорожных переездов. Так, за последние четыре года более чем на 2,5 тыс. переездов уложили резиново-технические настилы, 573 переезда оборудовали шлагбаумами, на 657 установлены заграждения.
Таким образом, единственная причина всплеска аварийности — человеческий фактор.
«ОАО «РЖД» вынуждено констатировать, что все случаи ДТП на переездах произошли в результате грубейших нарушений правил дорожного движения водителями автотранспортных средств, в частности, 4 раза водители объезжали закрытые шлагбаумы, 225 раз проезжали на запрещающий сигнал светофора», — сообщили в пресс-службе.
Подсчитан и ущерб, нанесенный работе железных дорог. В частности, повреждено 143 единицы «подвижного состава», что в три раза больше, чем в 2009 году, полные перерывы в движении, вызванные авариями, составили почти 200 часов. Компании РЖД причинен материальный ущерб в размере более 24,9 млн руб.
Резкий рост железнодорожной аварийности контрастирует и с общей стабилизацией цифр по ДТП в России. Так, по данным ГИБДД за 11 месяцев прошлого года, опубликованным на этой неделе, в целом количество аварий, вызванных нарушением ПДД водителями, составило 155 282 случая, что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2009 года; погибли 20 200 человек, что на 5% меньше показателей 2009-го.
Руководитель автошколы «Эх, прокачу» Олег Уранцев предполагает, что ненормальное количество аварий на переездах в первую очередь обусловлено резкой автомобилизацией и большим количеством «недавних водителей» в ряде регионов. «Благодаря мерам по поддержке автопрома «огромное количество людей из небогатых регионов, в первую очередь южных и восточных, впервые приобрели себе автомобиль, — полагает Уранцев, — и, как следствие, среднестатистическая культура вождения там упала». Тот факт, что остановочный путь состава, движущегося со скоростью 80 км/ч, составляет километр и что поезд затормозить не может, для неопытных водителей неочевиден, отмечает эксперт.
Источник в ОАО «РЖД» подтвердил «Газете.Ru»:
«Рекорд по числу аварий на переездах наблюдается на Северо-Кавказской железной дороге – 44 случая. При этом местные жители там дважды устроили ДТП, объезжая закрытый шлагбаум. Особенности, так сказать, местного вождения».
Рекордный же рост числа аварий показала Южноуральская железная дорога, где в 2009 году произошло всего 2 столкновения автомобилей с поездом, а в прошлом — в 5 раз больше, 10 случаев.
На Октябрьской дороге количество ДТП удвоилось — с 16 до 31. На Московской — возросло с 15 до 23, что также вызвано увеличением числа неопытных халатных водителей, пытающихся проскочить «железку» на авось, отмечает источник.
Масштабное сокращение числа аварий наблюдается лишь на Северной железной дороге (13 против 20 случаев годом ранее).