Родственники врача Ольги Александриной, погибшей в аварии на Ленинском проспекте с участием Mercedes вице-президента компании «ЛУКойл» Анатолия Баркова, обратились в Европейский суд по правам человека.
Как сообщил «Газете.Ru» их адвокат Игорь Трунов, у защиты «уже подходили сроки»: по правилам ЕСПЧ, жалоба принимается, если с момента последнего решения по делу прошло не более 6 месяцев. Решение же о признании виновницей столкновения Ольги Александриной было принято в начале сентября прошлого года. ГУВД Москвы, постановив, что это Citroen Александриной протаранил Mercedes, в котором ехал Анатолий Барков, автоматически закрыл дело «за смертью виновника».
После этого защитой было предпринято несколько попыток вновь открыть дело — на основании неправовых, по ее мнению, действий следователя. Однако эти попытки были безуспешны: ни Тверской районный суд, рассматривавший жалобы адвокатов в октябре, ни Мосгорсуд в ноябре минувшего года не приняли решений, на основании которых можно было бы возобновить следствие по инциденту.
В итоге родственниками и адвокатами было принято решение не дожидаться решения Конституционного суда.
Жалоба в Европейский суд по правам человека уже направлена, сумма иска — 50 тыс. евро. Решение о рассмотрении дела пока не принято.
«По уголовному делу не было подозреваемых, — отмечают податели иска. — Никому из участников ДТП обвинение не предъявлялось. Дело расследовалось по факту. По итогам следствия, длившегося 6 месяцев, следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела и признании виновной водителя «Ситроен С3» Ольги Александриной по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ — в связи со смертью. Разъяснив гражданским истцам, т. е. компании ОАО «ЛУКойл», право на обращение с иском о возмещении причиненного вреда к двухлетней сироте дочери погибшей, поскольку именно она является наследницей». При этом представителю Александриной не было дано возможности участвовать в следствии — именно из-за отсутствия у нее статуса подозреваемой.
«Это правило, закреплённое в нашем УПК, — отмечает Трунов. — В делах по факту ДТП со смертельным исходом постановление о признании погибшего подозреваемым либо обвиняемым не выносится. А раз фигурантов с правовым статусом подозреваемого или обвиняемого нет, то нет и адвокатов. Не соблюдается конституционный принцип состязательности, предусмотренный ст. 123 Конституции РФ. При этом закон не предусматривает получения согласия близких родственников погибшего (заинтересованных лиц) на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
Фактически, назначенный виновником погибший лишен права на посмертную защиту».
Столкновение служебного Mercedes S500, пассажиром которого был вице-президент «ЛУКойла» Анатолий Барков, и Citroen C3, в котором ехали врачи Ольга Александрина и Вера Сидельникова, произошло на Ленинском проспекте 25 февраля прошлого года. В результате обе женщины погибли. Официальное расследование пришло к выводу, что на встречную полосу выехала Александрина.