В 2010 году мировой автомобильный рынок резко вырулил из ямы, увеличив количество проданных автомобилей с 51 млн до 68,5 млн. Итоги эти обнадеживают крупнейших автопроизводителей, хотя очевидно, что они выехали из кризиса явно раньше, чем экономики их родных стран. Например, авторынок Евросоюза снизился на 5%, в то время как европейский автопром улучшил свои показатели 2009 года на 10—30%. Как признались решительно все ведущие компании, рост достигнут за счет бума на развивающихся рынках — в Китае, Индии, России, Бразилии и т. д.
Китай окончательно упрочил свое лидерство в качестве главной автопотребляющей державы: его результат — почти 14 млн проданных новых легковых машин.
США, бывший лидер, с их беспрецедентными мерами по реанимации автопрома набравшие 11,6 млн проданных авто, до сих пор не вернулись к докризисным цифрам.
Россия, впрочем, к ним пока тоже не вернулась (1,9 млн автомобилей против докризисных 2,9), но через год-другой это случится наверняка. Ибо сворачивать меры по поддержке спроса правительство не намерено. Напротив, программа утилизации продлена. В течение прошлого года аналитики дважды корректировали свои прогнозы по российскому рынку, и оба раза — в сторону увеличения: сначала ему пророчили 1,5 млн проданных авто, затем 1,7 и, наконец, 1,9. Чемпионом, естественно, оказалась вазовская «классика»: Волжский автозавод увеличил свои продажи на 48%. В нынешнем году эксперты предрекают рост российского рынка примерно до 2,25 млн новых машин.
Сохранилось и основное направление, в котором будет развиваться автомобильная промышленность, а вместе с ней и мода: это электрификация. Не случайно «автомобилем 2010 года в Европе» признан по итогам голосования экспертов электромобиль Nissan Leaf, а в Америке — подзаряжаемый гибрид Chevrolet Volt. Наконец, гибрид Toyota Prius стал самым продаваемым автомобилем года в Японии (пусть и при поддержке правительства, премировавшего покупателей экологичных авто).
По-своему «за электрификацию» проголосовали и последние скандалы с «китайскими промышленными шпионами»: в последние годы их явно интересуют гибриды и электромобили.
Последний и самый нашумевший скандал с утечкой из Renault относится исключительно к разработкам французского концерна в области электромобилей.
Впрочем, Россия в этом мировом тренде, как обычно, пойдет собственным путем: мы вместо электромобилей от Nissan и гибридов от Chevrolet получим газовый гибрид «Ё-мобиль». Правда, это случится уже не в нынешнем году, а только в следующем. Стоить «Ёшка», на ранних этапах разработки заявленная как «народный автомобиль», будет наверняка больше проектируемой цены. И будет выпускаться для начала ограниченным тиражом. И ездить будет куда медленнее Leaf.
Но это уже детали.