Обе частные российские автомобильные инициативы последнего времени – Marussia Motors и «Ё-авто», несмотря на подчеркнутую русскость, по стилю работы сильно отличаются от «государственного» автопрома. Ставят жесткие сроки запуска и пока выдерживают их, делают изюминкой продукции оригинальные технические решения и обещают невысокую по рыночным меркам цену. Marussia уже открыла заводик в Москве и меняет спорткарам кузова, проштамповав номера на раме. А представленные публике прототипы «Ё-мобилей» должны передвигаться за счет гибридной установки из газового ДВС, генератора и электромоторов, а в качестве накопителя использовать суперконденсаторы. Подход вполне европейский и диаметрально противоположный тольяттинским «Приорам», построенным на базе «десяток», разработанных еще в 80-х годах.
Три модели, построенные на унифицированной модульной платформе, Ё-хетчбэк, Ё-кроссовер и Ё-каблучок, выглядят как концепты Citroen. Маленькие, ладненькие, с большим количеством дизайнерских элементов, начиная от двуцветной окраски и заканчивая ломаной линией бампера.
В салоне, несмотря на незаводскую выделку, обстановка скорее технократичная. На приборной панели только экран с показаниями спидометра или навигатора. А на центральной консоли сенсорный дисплей бортового компьютера и простой селектор, отвечающий за направление движения.
Продвижение «Прохор-мобиля» началось в январе 2010 года и с самого начала было тщательно продумано и выверено. Первое известие об этом проекте было озвучено пресс-секретарем Владимира Путина, с указанием, что премьер проект одобрил и обещал, что все ответственные за сертификацию чиновники пойдут Прохорову навстречу. Затем главной площадкой для запланированного слива о машине был выбран интернет. У компании-разработчика появился блог, где в произвольной форме освещались этапы работы, появлялись фотографии деталей кузова и технические подробности. Картинки подхватывались новостниками и соцсетями и по законам вирусной рекламы оказывались на виду без особых затрат.
Выбор интернет-аудитории неслучаен. Идеология для нового автомобиля подобрана молодежная и креативная. Отказавшись от вариантов названия машины по итогам народного конкурса и решив, что «Проши» и прочие матрешки себе рекламы не сделают, была разработана концепция Ё.
По аналогии с Apple iPhone и iPad российский олигарх утвердил в качестве названия марки, логотипа и философии букву Ё. Спорная и вызывающая идея также говорит о том, что будущий покупатель – это не дачник пенсионного возраста, а скорее эксцентричный менеджер среднего звена, падкий на модные гаджеты.
Все это не вяжется только с одним показателем – заявленной ценой на машину в 350–450 тысяч рублей. При заявленных технических характеристиках удержать ее практически невозможно. Равно как и сделать стоимость владения «Ёшками» привлекательной для российского клиента. Замена красивого и дорогущего бампера в случае мелкой аварии повлечет значительный повышающий коэффициент по каско. Ремонт гибридной установки, надежность которой еще предстоит проверить, также потенциально выльется в стоимость новой машины.
Кроме того, выбранные и активно рекламируемые технические решения, вроде экзотического роторно-лопастного мотора или композитных кузовов на основе базальтового волокна, еще следует довести до ума. А значит, при сохранении заявленных характеристик цены будут начинаться тысяч от 700. С другой стороны, массовое производство Прохоров и не планировал.
Завод на 10 000 машин будет открыт в 2012 году. Если к этому времени он сможет сделать свой товар модным и желанным, с таким годовым тиражом рынок справится. Другой вопрос, захочет ли менеджер, помешанный на имидже, отказываться от того же дизайнерского Citroen DS3 в пользу «прошкиной Ёшки»?