В среду, 1 декабря, Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса», который понижает базовые ставки транспортного налога в два раза. Кроме того, для автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. ставка может быть снижена вплоть до полного обнуления, но только на усмотрение региональных властей. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
Для автомобилей мощностью до 100 л. с. базовая ставка составит 2,5 рубля, от 100 л. с. до 150 л. с. – 3,5 рубля, от 150 л. с. до 200 л. с. – 5 рублей, от 200 л. с. до 250 л. с. – 7,5 рублей, свыше 250 л. с. – 15 рублей.
Однако за субъектами сохранится право увеличивать ставку налога в десять раз. Таким образом, регионы смогут сохранить таксу в прежнем размере. Более того, у них есть потенциальная возможность увеличить налог, как, впрочем, и снизить.
«Это обычный пиар-ход, — рассуждает начальник юридического управления Российского союза налогоплательщиков Максим Максимович. — Для народа федеральная власть сделала все, что могла, понизила транспортный налог вдвое — и решение это правильное. Ну а если власти субъектов налог не снизили, то федералы не виноваты, а виноваты регионы».
Эксперты прогнозируют, что субъекты не пойдут на снижение транспортного налога, который является мощной статьей дохода региональных бюджетов.
«На фоне экономического кризиса и снижения дефицита бюджета очень редкие субъекты смогут отказаться от транспортного налога», – считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
«Вдвое меньше налог не будет, — соглашается депутат Мосгордумы Александр Крутов. — Здесь идет игра: уменьшена базовая ставка, но по-прежнему ее можно увеличить в десять раз».
Так, в Москве закон сформулирован таким образом, что фиксированная сумма транспортного налога уже установлена вне зависимости от коэффициента, предусмотренного НК. «Получается, что московский закон уже соответствует закону федеральному, потому что в нем ставки уже в пределах десятикратного увеличения, — отмечает партнер компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. —
Москвичи будут платить ровно столько же, сколько платили раньше».
В законодательстве ряда регионов также уже установлена фиксированная величина транспортного налога, однако предполагаемый множитель выше десятикратного предела. «Получится, что их законы не соответствуют налоговому кодексу, потому что установили ставки, которые в 20 раз превышают разрешенные законом, — говорит Шаповалов. — Соответственно, им срочно нужно закон перепринять».
В тех же регионах, где установлен только множитель транспортного налога, вовсе ничего делать не надо: ставка останется на прежнем уровне.
Вместе с понижением ставки транспортного налога вырастут акцизы на нефтепродукты — на три рубля до 2013 года, по рублю ежегодно. Кроме того, будет происходить ежегодная индексации акцизов на бензин.
«Еще два года назад было принято решение об индексации акцизов, – напомнил «Газете.Ru» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. – В этом году акцизы увеличены на десять процентов, в 2011 и 2012 годах еще вырастут на десять процентов по отношению к предыдущему году. Плюс увеличение акциза на рубль каждый год в дополнение к этим десяти процентам. Также акциз облагается налогом на добавленную стоимость. Поэтому это не просто рубль, а существенно больше.
За три года цена на топливо только за счет изменения акциза вырастет на пять рублей – больше чем на полтора рубля каждый год. И это, не говоря уже про инфляционные процессы».
Именно в связи с увеличением акцизов федеральные власти предлагали весной этого года вовсе отменить транспортный налог. Однако субъекты не смогли отказаться от важных поступлений в бюджет. Практически все регионы планируют оставить налог на прежнем уровне. Уже известно, что не изменится он в Москве, Новосибирской, Волгоградской и Воронежской областях.
Эксперты успокаивают: вряд ли налог поднимется, хотя потенциальная возможность увеличить его у региональных властей остается. «Сейчас не такая ситуация, чтобы на людей накладывать дополнительную налоговую нагрузку: это вызовет крайне негативную реакцию, — считает Максим Максимович. – Тем более в предвыборный год вряд ли власти пойдут на этот риск».