Кировский районный суд Иркутска в четверг начал повторное рассмотрение дела Анны Шавенковой, убившей своей Toyota Corolla женщину и покалечившей школьницу.
Инцидент произошел в Иркутске 2 декабря 2009 года. Автомобиль Toyota Corolla, которым управляла консультант аппарата «Единой России» в областном заксобрании и дочь главы областного избиркома Шавенкова, возле здания Байкальского университета экономики и права вылетел на тротуар и буквально смял о крыльцо учебного заведения двух прохожих — сестер Юлию и Елену Пятковых. От полученных травм Елена Пяткова скончалась, Юлия стала инвалидом.
Большой общественный резонанс эта история получила из-за ролика с камеры наружного наблюдения, размещенного в интернете. На пленке видно, что сразу после наезда Шавенкова вышла из машины и, не обращая никакого внимания на сбитых женщин, начала осматривать повреждения автомобиля, а затем звонить по мобильному телефону, причем вовсе не в «скорую». Врачей вызвали свидетели наезда.
17 августа Кировский районный суд вынес по делу о наезде скандальное решение: признав автолюбительницу виновной и приговорив ее к трем годам в колонии-поселении, судья тут же назначил ей рекордную отсрочку в 14 лет, отложив исполнение приговора до 2024 года. Таким образом, к моменту истечения отсрочки срок давности совершенного правонарушения фактически должен был истечь.
Адвокат потерпевших Виктор Григоров подал кассационную жалобу в областной суд. По его словам,
Шавенкова «ничем не доказала свое раскаяние — в частности, она не заплатила ни копейки компенсации за ущерб, причиненный здоровью выжившей Пятковой, не оплатила ее лечение, не оплатила похороны погибшей. Более того: единственные извинения с ее стороны были опубликованы в газете спустя несколько месяцев после инцидента».
Лично Шавенкова с потерпевшим семейством встречаться не пыталась, предпочитая посредников.
13 октября материалы дела рассмотрел кассационный суд. Он констатировал целый ряд нарушений и вернул дело в Кировский районный суд с требованием назначить другой судейский состав и «учесть доводы кассационных жалоб потерпевших при повторном рассмотрении».
На заседании, состоявшемся в четверг, подсудимая Шавенкова безоговорочно признала себя виновной. Ее защита, в свою очередь, представила суду документы на три денежных перевода по 100 тыс. руб. троим потерпевшим из семи в качестве аргумента в пользу того, что ее раскаяние искреннее.
После этого суд объявил перерыв до 29 ноября.
Адвокат Пятковых Виктор Григоров после заседания сообщил «Газете.Ru», что родственники сестер Пятковых денег еще не получили. Однако теперь они не исключают мирового соглашения. Впрочем, настаивает Григоров, дело тут вовсе не в деньгах. «Мне теперь звонят журналисты и спрашивают, на какой сумме в итоге сойдутся стороны, — говорит адвокат. — Но эта трагедия не измеряется в рублях».
По словам Григорова, «для семьи важно, чтобы Шавенкова действительно осознала вину и доказала ее осознание. В частности, этим доказательством может быть и выраженная готовность понести наказание». Адвокат допускает, что мировое соглашение может быть заключено уже на следующем заседании. Однако он не берется говорить, будет ли семья Пятковых ходатайствовать о смягчении наказания для Шавенковой.
В минувшем году большой резонанс получил аналогичный случай с сотрудником СКП РФ Александром Мазом, который, сбив насмерть в Москве женщину на переходе, выплатил ее родным компенсацию (по словам одной из родственниц — в размере около 1 млн руб.) и получил в итоге условное наказание. В суде родные погибшей ходатайствовали за виновника. По мнению руководителя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, «подкуп родственников» по закону вообще не должен учитываться государством при назначении наказания, поскольку «закон должен защищать не родственников погибших, а общество в целом».