В России готовятся внедрить единую интеллектуальную транспортную систему, с помощью которой можно будет управлять транспортными потоками в городах и на трассах, планировать строительство дорог и повышать безопасность перевозок. Система может объединить структуры, принадлежащие МЧС и ГИБДД, а также существующие диспетчерские службы, в частности, авиационные.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель комитета по транспорту Госдумы, единоросс Сергей Шишкарев, законопроект «Об интеллектуальных транспортных системах в РФ» (ИТС РФ) ориентировочно планируется внести в Госдуму весной 2011 года и рассмотреть в весеннюю сессию. Его текст пока не разработан. По словам депутата, федеральный закон потребовался для того, чтобы объединить де-юре и де-факто существующие транспортные системы, их разработчиков, производителей и заказчиков. Концепция законопроекта вынесена на общественное обсуждение.
«Это не только «умные» светофоры и «зеленая волна» — это и приемопередающие устройства, и компьютерные программы, это сбор и обработка информации и выдача самых разных управленческих решений: с точки зрения оптимизации транспортного потока, строительства новых магистралей, подсчета того, какими они должны быть», — поясняет депутат.
В первую очередь ИТС планируется внедрять на автомобильном и железнодорожном транспорте, а также морском и воздушном – там, где управление движением достаточно развито. Что касается дорожной инфраструктуры, то в нее может войти, в частности, управление городским и магистральным движением, дорожная безопасность, управление трафиком при ДТП и чрезвычайных ситуациях.
Предполагается, что координировать создание интеллектуальной транспортной системы будет государство. «Мы будем выносить этот вопрос на правительство – с точки зрения, возможно, принятия и реализации программы национальной системы ИТС, — обещает Шишкарев. – Это может быть и федеральная целевая программа, поскольку вопрос очень интересный». В какие сроки система может быть внедрена, пока неизвестно.
Действие закона планируется распространить на все виды транспорта и все организации, участвующие в транспортной деятельности, а также инфраструктуру. ИТС будет состоять из сегментов (направлений деятельности) с различной долей участия государства.
Предполагается, что национальная ИТС станет единственной действующей на территории России – альтернативы будут запрещены. Предполагается, однако, обеспечить ее интеграцию с зарубежными аналогами.
Эксперты отмечают, что организации, занимающиеся вопросами интеллектуальных транспортных систем, борьбой с пробками и планированием, существуют в развитых странах и имеют, как правило, консультативный статус научно-исследовательских институтов.
В России в ИТС может войти и система оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, модуль которой в случае аварии автомобиля должен передавать сигнал для экстренных служб. О том, что все автомобили к 2012 году могут быть оснащены этой системой, в августе говорил премьер-министр.
«ЭРА-ГЛОНАСС должна быть развернута на всей территории страны к 2014 году, однако полагаю, что уже с 2012 года все новые автомашины могли бы продаваться со встроенными системами этого комплекса», – отметил Владимир Путин на совещании в Рязани.
«ИТС, наверное, займется и вопросом ЭРА-ГЛОНАСС – системой реагирования на аварии. И есть шанс, что она позволит этому проекту сделать практическое применение, потому что сейчас он выглядит мертворожденным. Он включает в себя не только установку терминалов во все автомобили, но и реагирование на аварии. Реагирование сейчас невозможно, поскольку нет никакой наземной инфраструктуры, которая позволит по всей стране добираться до любой дороги, где произошло ДТП», — поясняет директор по развитию компании «Эшелон Геолайф» Игорь Хереш.
Пока правительство предполагает оборудовать системами ГЛОНАСС лишь транспорт, закупаемый для государственных нужд, в частности, машин «скорой помощи» и автомобилей, используемых государственными организациями.