Члены Совета федерации Евгений Трофимов и Владимир Фёдоров внесли во вторник в Госдуму законопроект, специально сориентированный на борьбу с пробками. Как пояснил «Газете.Ru» инициатор закона, экс-руководитель ГИБДД России Владимир Фёдоров, закон предусматривает ужесточение наказания за нарушения, приводящие к образованию пробок.
К таковым относятся: 1) стоянка в 15-метровой зоне около остановок общественного транспорта; 2) немотивированное использование аварийных сигналов во время стоянки у обочины; 3) проезд за линию «стоп» на перекрестках; 4) выезд на занятый перекрёсток.
Законопроект предполагает значительное повышение штрафов за эти действия. А именно: если до сих пор проезд на запрещающий сигнал светофора и жест регулировщика карался штрафом в размере 700 руб., то авторы закона предлагают поднять его до 1 тыс. руб.
Заезд за стоп-линию при запрещающем сигнале светофора, за который не штрафуют, предлагается карать 500-рублевым штрафом.
Выезд на заполненный перекресток, создающий препятствие для движения машин в поперечном направлении, сегодня влечет «предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей». От предупреждения сенаторы рекомендуют отказаться совсем, а сторублевый штраф повысить до 700 руб.
Нежелание уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, – то есть трамваю, а также милиции, «скорой» и другим спецавто с включенными мигалками — до сих пор обходится в штраф от 100 до 200 руб. Законопроект предлагает убрать «вилку», одновременно повысив взыскание до 1 тыс. руб.
Водитель, остановившийся на стоянке для инвалидов, сегодня может отделаться предупреждением. Сенаторы предлагают убрать предупреждение и карать строго штрафом в размере 200 руб.
Остановку и стоянку на «зебре», а также в радиусе 5 метров от нее и стоянку на тротуаре законопроект предлагает карать вне зависимости от того, создает это препятствие для движения пешеходов или нет. Исключение делается лишь для вынужденных остановок.
Кроме того, Федоров и Трофимов считают, что нужно установить штраф в 300 руб. за стоянку на остановках общественного транспорта и в радиусе 15 метров от них. За остановку на трамвайных путях, а также «далее первого ряда от края проезжей части» — установить штраф в 500 руб., а за такую же остановку, создавшую препятствие для движения, – штраф в размере от 700 до 1 тыс. руб.
Кроме того, за нарушение правил аварийной остановки, за которое сегодня можно отделаться предупреждением, авторы законопроекта предлагают карать штрафом в размере 500 руб.
«Это тоже важный момент, — пояснил «Газете.Ru» Владимир Фёдоров. – Сегодня аварийной остановкой пользуются совершенно недобросовестно: стоит машина, мигает аварийными огнями – на каждой улице таких множество. При этом закон требует, чтобы рядом с таким автомобилем стоял знак аварийной остановки. Но люди, отбежавшие по своим делам, его не выставляют».
Эксперт центра «Эшелон Геолайф» Михаил Рязанцев полагает, что ужесточение наказаний не будет достаточно эффективным средством по борьбе с пробками даже в том случае, если меру удастся воплотить в жизнь. «Мы являемся свидетелями реально существующей городской проблемы, вызванной низкой пропускной способностью дорог и нехваткой парковок.
Даже если нашим коллегам из Федерального собрания при помощи ГИБДД удастся поставить возле каждого перехода и у каждой остановки по милиционеру – они вряд ли добьются какого-либо успеха. Эффекта не будет, прежде всего, постольку, поскольку существует дефицит парковочных мест.
В пример эксперт приводит неэффективную работу эвакуаторов. Неправильно припаркованные машины отбуксовывают, но на их место тут же встают другие. Таким образом, главный эффект ужесточения сведется к тому, что у ГИБДД будет больше возможностей брать штрафы. Но эффект в значительной степени сведётся к пропагандистскому.
К тому же, считает Рязанцев, реализация предлагаемых сенаторами мер маловероятна. «Если, конечно, не будет развернута какая-нибудь особая длительная «кампанейщина» — всё останется в прежнем русле, — резюмирует эксперт. — В целом же все это — попытки мелкими подкручиваниями решить проблему, не имеющую к поведению водителей прямого отношения. Надо в первую очередь строить новые дороги и новые парковки».
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что проблема поведения водителей решаема, но ее предлагается исправить не теми мерами. «Проблема ведь не в том, что наказание маленькое, а в том, что за перечисленные в законопроекте нарушения не наказывают практически. Тот же выезд на заполненный перекресток — это действительно очень «пробочное» нарушение — требует просто регулировщика. А от института регулировщиков Москва, увы, давно отказалась. Между тем специально обученных регулировщиков необходимо вернуть на перекрестки — профессиональный регулировщик может сделать то, чего не может сделать никакой светофор, «развести» любую пробку. И вот когда эти нарушения будут эффективно выявляться — тогда можно и о повышении подумать. А сейчас — что 200, что 700, что тысяча рублей штрафа — не важно, если никого на практике не штрафуют».