До конца года правительство рассчитывает обязать автокомпании устанавливать оборудование ГЛОНАСС на машины, выпускаемые в России. Речь идет о навигаторах, которые предлагаются в качестве опций.
«Я думаю, до конца года выйдет соответствующий нормативный акт правительства, чтобы новые автомобили, выпускаемые с конвейера в Российской Федерации, а это значит и «Форд», и «Тойота», и другие, а не только «ВАЗ» и «КамАЗ», оборудовались в обязательном порядке аппаратами ГЛОНАСС», ― цитирует вице-премьера Сергея Иванова ИТАР-ТАСС.
Речь идет не о замене штатной навигационной системы, а лишь о ее подключении к российской системе позиционирования.
По словам экспертов, сейчас инженеры разрабатывают универсальный чипсет, который будет устанавливаться в иномарки вместо штатного. Благодаря этому устройству навигатор сможет видеть нет только спутники GPS, но и спутники ГЛОНАСС. Производитель сможет менять чип, а система останется та же самая. По сравнению с оборудованием, производящимся сейчас, новые модули имеют меньший размер и низкое энергопотребление.
В компании «Контент Мастер», выпускающей навигаторы под маркой Shturmann, «Газете.Ru» сообщили, что на сегодняшний день в России не предлагается совмещенных приборов, удовлетворяющих всем требованиям рынка. Выпуск миниатюрных модулей, поддерживающих две навигационные системы, намечен на конец 2010-го ― начало 2011 года.
«На сегодняшний день наша компания предлагает навигаторы только с GPS. Совмещенные ГЛОНАСС-GPS-модули производит компания «Геостар-навигация», но пока автомобильных устройств, которые удовлетворяли бы всем потребностям рынка, нет» ― рассказала «Газете.Ru» пиар-менеджер компании Ирина Рыбакова. Нынешние навигаторы с двойным чипсетом слишком громоздки.
Как рассказал «Газете.Ru» один из разработчиков навигационных систем, многие автокомпании, работающие в России, знали о планах правительства и даже начали адаптировать свои навигаторы для работы с ГЛОНАСС самостоятельно. «В данный момент автомобильные компании, которые производят автомобили в России, активно разрабатывают эти системы. Часть этих заводов работают с нашей компанией над этой проблемой. Мы им помогаем внедрить новые системы на основе ГЛОНАСС и модифицировать их штатные GPS-навигаторы, чтобы они могли прокладывать карты по ГЛОНАСС», ― рассказал директор по развитию бизнеса группы компаний «Эшелон Геолайф» Игорь Хереш.
Он отмечает, что система ГЛОНАСС сейчас достаточно работоспособна для того, чтобы устанавливать ее на противоугонные системы и использовать для мониторинга транспортных средств, однако для развития рынка этих устройств необходимо года или два.
Вице-премьер заверил, что навигационная система не будет входить в штатную комплектацию, а будет предлагаться опционально. «Это опция. Я понимаю, что нельзя потребителей заставлять покупать», ― подчеркнул Иванов. Однако, по его прогнозам, «до 90% потребителей все же сделают выбор в пользу автомобилей, оборудованных системой навигации». В противном случае обязательная установка навигатора увеличила бы стоимость автомобили Lada, главная конкурентная особенность которых ― низкая цена.
Кроме того, правительство хочет ограничить ввоз выносных навигаторов (а так же мобильных телефонов с GPS), если они не будут подключены к ГЛОНАСС.
На такие системы, по словам Иванова, будет введена специальная пошлина ― 25%. Но, по словам Хереша, на разработку адаптивных систем понадобится еще много времени.
«Если представить, что с 1 января 2011 года вышел бы закон, чтобы в каждый выносной навигатор устанавливать двойной чипсет, то навигатор в розницу подорожает не менее чем на 1000 рублей. Если говорить о штатном навигационном устройстве в автомобиле, речь может идти о десятках тысяч рублей, ― оценивает эксперт ― «Обучить» штатное немецкое или японское устройство ГЛОНАССу – это большой проект с большим количеством программистов и технологов. Если делать это быстро ― выйдет очень дорого».
При этом, по мнению эксперта, прежде чем вводить для производителей обязательную установку двойных чипсетов, необходимо дождаться их массового производства и снижения себестоимости.
Производители комментируют выступление Иванова неохотно, ссылаясь на то, что документы еще не разработаны. Но выказывают уверенность, что буду работать в России, соблюдая законодательство.
В то же время все новые машины, которые продаются в России, планируется оснащать еще и системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Она также работает на российском позиционном оборудовании. «ЭРА-ГЛОНАСС должна быть развернута на всей территории страны к 2014 году, однако полагаю, что уже с 2012 года все новые автомашины могли бы продаваться со встроенными системами этого комплекса», — сказал премьер-министр весной этого года.
Предполагается, что модуль ЭРА-ГЛОНАСС в случае аварии будет подавать сигнал тревоги, который поступит в навигационно-информационный центр. Далее диспетчер свяжется с водителем авто и если сигнал не ложный, то вызовет экстренные службы. При этом связь будет обеспечена только по каналам GSM: модуль подключится к сети любого сотового оператора. Однако при отсутствии сети связи с диспетчером и вызова экстренной службы не будет. Стоить один такой модуль будет порядка 3000 рублей.