Российские страховые компании подвели итоги работы на рынке ОСАГО за первые девять месяцев года. Всего с января по сентябрь отечественные автомобилисты заключили 27,4 млн контрактов. Сборы по полисам составили 68 млрд руб, говорится в отчете Российского союза автостраховщиков (РСА). Сумма выплат по обязательному автострахованию за этот период составила около 38 млрд руб.
Лидеры рынка ОСАГО традиционные. Первым по числу новых договоров с большим отрывом идет «Росгосстрах» (более 10 млн). На втором месте –«РЕСО-Гарантия» (1,9 млн). Далее идут «Спасские ворота» (1,4 млн), «Игосстрах» (1,3 млн), страховой дом ВСК (1,1 млн), «Уралсиб» (794 тыс.) СГ «МСК» (644 тыс.) и РОСНО (593 тыс. договоров). Прочие участники рынка не набрали полумиллиона контрактов.
В целом лидеры увеличили свои показатели с докризисных времён — в то время как многие аутсайдеры рейтинга просто прекратили свое существование и были лишены лицензий.
Сложилась ситуация, которую эксперты прогнозировали еще в 2008 году: рынок ОСАГО стал менее дружелюбным для небольших компаний. В условиях социальной напряженности страховщикам не позволили резко поднять тарифы на ОСАГО, и нестабильные компании были вынуждены отказаться от обязательного страхования водителей в пользу крупных игроков рынка.
Игорь Иванов, заместитель генерального директора компании «РЕСО-Гарантия», отмечает: после некоторого (небольшого) проседания в прошлом году, связанного с кризисом, сборы на рынке ОСАГО выправились, однако его структура изменилась.
«Идет, причем не первый год, концентрация рынка ОСАГО. Кризис лишь подтолкнул банкротство и уход с рынка игроков из числа маленьких компаний и откровенных мошенников, которые приходили в ОСАГО с целью просто урвать и уйти. С другой стороны, кризис помог многим гражданам понять, что рассчитывать надо на серьезные компании. Наконец, заработало прямое возмещение убытков, когда после ДТП можно обращаться не к страховщику виновника, а в собственную компанию».
Долгое время, по словам Иванова, к ОСАГО существовало двойственное отношение: это инструмент маркетинга по поиску новых клиентов или бизнес?
«Тем не менее, сейчас всем очевидно – при больших объемах это реальный и вполне интересный бизнес. Разумеется, он требует большой осторожности – при любом изменении политики, при опоздании с изменением поправочных коэффициентов страховщик рискует понести серьезные убытки.
Александр Крючков, заместитель генерального директора «Страховой магазин Эксперт», полагает, что «Автогражданка» кризис как таковой не почувствовала. «Все-таки ОСАГО — это обязательный вид страхования. Замедление темпов роста в большей степени было обусловлено снижением потребительского спроса на новые автомобили. А в сравнении с добровольным видом автострахования (КАСКО), ОСАГО и вовсе замечательно преодолела кризис — с началом которого спрос на КАСКО снизился». В целом, считает эксперт, «не финансовый кризис подводит ОСАГО к растущей убыточности, а кризис внутри самого ОСАГО как вида страхования.
В первую очередь страховщиков продолжает беспокоить убыточность: по данным РСА, в сентябре нынешнего года разница между сборами и выплатами по страховкам ОСАГО составляет порядка 70%. В целом, по оценкам страховщиков, убыточность выросла за последние пару лет не менее чем на 10-15%. В некоторых же регионах, где восстановление автомобилей стоит дороже, она зашкаливает за 100%. Причина, по словам работников сферы — проста: тарифы не поспевают за инфляцией, что видно и по соотношению общего числа сборов и выплат за девять месяцев: если собрано лишь на 1/7 больше, чем в докризисном 2008-м, то выплачено - больше на 1/5, чем ранее.
«Пока что этот рост убыточности перекрывается нами, — говорит Игорь Иванов, — как за счет большой географии и больших оборотов, так и за счет сокращения собственных расходов. Например, в убыточных для нас регионах мы платим агентам не 10, а 1%-5% комиссии от заключаемых договоров».
«Убыточность страхования по ОСАГО растет из года в год, и это вполне естественный процесс. - считает Александр Крючков. — Вспомните 2003 год, когда только появилось ОСАГО. Тарифы на данный вид страхования в сравнении с добровольными были завышены в 2-3 раза. И тогда страховщики получали сверхприбыли. Позднее эту разницу стала «съедать» инфляция и вытекающие из нее последствия (рост цен на запчасти, увеличение стоимости норма/часа работы, введение прямого урегулирования убытков и т.д.) Но, на наш взгляд, за этот период страховщики имели возможность подготовить достаточный объем «финансовый подушки» под выплаты по «автогражданке». Так что убыточность страхования по ОСАГО высока, но не критична».
Впрочем, по признанию участников рынка — общественная дискуссия и обсуждение увеличения тарифов «зашли уже достаточно далеко», и они наверняка будут подняты.
«Все понимают, что необходимо увеличивать лимиты ОСАГО, что увеличить их без изменения тарифов совершенно невозможно. Сохранять статус кво более тоже нельзя». - сообщил «Газете.Ru» представитель одной из крупных страховых компаний, пожелавший остаться неназванным. При этом собеседник не считает, что подъем стоимости ОСАГО заставит россиян отказываться от эксплуатации автомобилей: «Для российского человека автомобиль — самое важное приобретение после квартиры. Он для него означает больше чем просто удобство — это статус. А значит, ради возможности ездить на личном авто российский человек готов идти на жертвы».