На «АвтоВАЗе» произошел сбой производства в связи со срывом поставок автокомпонентов. На заводе говорят, что виновный в приостановке производства — поставщик, который не устраивал завод по качеству. По данным местного издания tltnews, компания прервала сборку автомобилей 30 сентября и 1 октября, а также перенесла рабочую субботу на 30 октября. Причиной остановки конвейера стало отсутствие двигателей, которые, в свою очередь, не смогли собрать из-за отсутствия компонентов, поставляемых смежником.
Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-центре автозавода, проблемы возникли с продукцией ЗАО «Цепи» из Кирова. «В связи со срывом поставок компонентов для двигателей кировским ЗАО «Цепи», «АвтоВАЗом» были приостановлены работы по сборке автомобилей. В настоящее время договор с кировским поставщиком расторгнут. Поставки данной компании и ранее не устраивали «АвтоВАЗ» по качеству. Сейчас альтернатива по поставкам найдена, производство возобновлено в полном объеме», — подчеркнул начальник пресс-центра «АвтоВАЗа» Александр Шмыгов. Информацию о причинах и сроках простоя на заводе официально не называют. ОАО «АвтоВАЗ» приостанавливало сборку автомобилей Lada 2105/2107 (классика) из-за срыва поставок, уточняет «Интерфакс».
Кировский завод приводных цепей (ЗАО «Цепи») производит приводные, тяговые и грузовые цепи для автомобилей, мотоциклов, велосипедов и промышленного оборудования, а также продукции военного назначения.
На заводе ситуацию с поставками для «АвтоВАЗа» прокомментировать затруднились. «Руководитель в командировке, будет через две недели», — сообщили в приемной.
По данным агентства Reuters, в связи со сбоем комбинат отстал от графика на тысячу машин. Летом «АвтоВАЗу» уже приходилось нагонять производственный график из-за недопоставок комплектующих. В июне на «АвтоВАЗе» из-за сбоев поставок возросли запасы недоукомплектованных машин. С возросшими заказами не справлялись «Балаковорезинотехника», челябинский завод «Пластик», владимирский «Автоприбор» и другие предприятия, уточняет агентство Reuters. Впоследствии завод ликвидировал отставание от графика. До конца 2010 года «АвтоВАЗ» рассчитывает продать 510 тысяч автомобилей, увеличив объемы продаж на 46%, из них 200 тысяч по государственной программе утилизации.
По информации предприятия, с января по сентябрь «АвтоВАЗ» продал 367 765 автомобилей Lada, из них по программе утилизации 139 140 автомобилей. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 36,5%. В сентябре реализовано 50 072 автомобиля (рост на 78%), из них по программе утилизации 23764.
Лидируют автомобили «классического» семейства: с января по сентябрь продано 99127 машин моделей 2105 и 2107; на продажи модели Lada Priora приходится 89 929 автомобилей, Samara – 74 744 автомобиля, Kalina – 73 560 автомобилей.
В 2009 году завод также испытывал сложности с поставками автокомпонентов, вызванные финансовыми причинами. В частности, в ноябре 2009 года обострились отношения между автогигантом и тем же владимирским заводом «Автоприбор», который потребовал предоплату за свою продукцию в связи с отсутствием оборотных средств. Значительные долги образовались и перед другими поставщиками – средства на их ликвидацию были выделены государством.
Зависимость работы конвейера «АвтоВАЗа» от поставщиков сейчас высока. В дальнейшем среди них останутся лишь те, которые смогут наладить сотрудничество с глобальными компаниями. В Европе остановка конвейера автопроизводителя из-за срыва поставок комплектующих немыслима, говорят эксперты.
«В деятельности «АвтоВАЗа» было несколько этапов по работе с поставщиками. Были периоды, когда на каждую позицию было несколько поставщиков (у каждого свой объем поставок). Потом завод перешел к тому, чтобы оставить 2–3 поставщика, чтобы безболезненно переходить от одного к другому, — пояснил «Газете.Ru» заместитель директора агентства «Автостат» Сергей Удалов. – В Европе часто те или иные компоненты поставляют один-два поставщика (как правило, один). Все глобальные поставщики, производящие автомобили в Европе и мире, понимают, что если они такое (срыв поставок — «Газета.Ru») допустят, то с ними не будет работать не только та компания, которую они подвели, но и другие. Это очень серьезный удар».
В России, по словам эксперта, многие поставщики «АвтоВАЗа», во время кризиса снизившие объемы, зачастую не могут быстро их восстановить. Также, как правило, оборудование на автокомпонентных производствах изношенное, что может привести к поломкам при работе «на пределе»; сбой также может возникнуть и в другом звене производственной цепочки.
«Если говорить о дальнейших шагах, о совместной работе «АвтоВАЗа» и Renault, то сейчас они совместно работают с поставщиками, аттестуют их. Те, кто не впишется в глобальную стратегию, останутся работать только на вторичный рынок», — подчеркивает Удалов.