Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Траурные киноленты

Черный креатив гаишников малоэффективен

Скандал с публикацией фотографий погибших в авариях людей на сайте ГИБДД Свердловской области показал реальный уровень пропаганды безопасного движения в России. Несмотря на солидное финансирование, гаишники спускают деньги на бесполезные акции, эффективность которых никого не волнует.

Причина появления скандальной милицейской фотогалереи с «голосовалкой», судя по всему, обычная халатность. Приспособив для агитационной фотогалереи на официальном сайте скачанный из интернета бесплатный шаблон, пиарщики в погонах просто не учли, что он был сделан для совсем других целей. И не обратили внимания, что теперь мёртвым детям в искореженных машинах посетители могут выставлять оценки и крутить фото трупов в виде слайд-шоу. Что характерно, пока на галерею жаловались только местные уральские пользователи, ГИБДД на жалобы не реагировала. Зато, когда информация попала в центральные СМИ, креатив тут же исчез (по официальной версии, в результате хакерской атаки).

В одной только Свердловской области, заметим, на пропаганду дорожной безопасности ежегодно выделяется около 2 млн руб. Всего же с 2006-го по 2012 годы в России на гаишный креатив по «повышению правового сознания водителей» было отпущено $365 млн. На эти деньги уже проведено много запоминающихся акций. Снят, например, десяток траурных роликов на тему «не пей», «пристегнись», «не торопись». Возведена креативная 12-метровая бутылка из разбитых автомобилей в Москве. Напечатаны тонны буклетов, наклеек, растяжек и плакатов. Закуплены часы рекламы на федеральных и региональных телеканалах (по тульскому ТВ, например, правилам дорожного движения детей учил подполковник Коновалов, позже обвиненный в изнасиловании на отдыхе в Турции). В Сибири к делу были привлечены даже священники: в Красноярске и Тюменской области они, по просьбе ГИБДД, освятили наиболее аварийные перекрестки.

В среднем на «работу с населением» в каждом регионе уходит примерно 10% бюджетов, выделяемых на повышение дорожной безопасности.

При этом чиновники, естественно, настаивают, что весь этот креатив эффективен. Что он доходит до народного сознания и напрямую уменьшает число погибших в ДТП. Говоря это, они наверняка чувствуют себя спокойно. Конечно, связь между агитацией и дорожной статистикой не доказать, но и отсутствие связи тоже.

Однако в век интернета возможность оценить реальный КПД многомиллионной казенной рекламы все-таки есть. Например, средняя совокупная аудитория гаишных агитационных роликов (кстати, запрещенных к демонстрации на ТВ по причине жестокости) на крупнейших видеосервисах Youtube и Rutube составляет всего 8 тысяч зрителей. Аудитория специального агитационного сайта Bezdtp.ru, по данным счетчиков интернет-статистики, не более пары сотен человек в день. И это несмотря на то, что он активно рекламируется на официальном сайте Госавтоинспекции.

Смертность, разумеется, снижается. Но основные причины этого процесса известны. Во-первых, это пополнение российского автопарка новыми, более безопасными моделями. Во-вторых, ужесточение наказаний за пьяное вождение, за выезд на «встречку» и за другие нарушения. Оснований приписывать этот эффект воздействию официозных агиткампаний нет.

Между тем по-настоящему эффективной агитацией за сознательное вождение была бы наглядная демонстрация неотвратимости наказания. Причём для всех, невзирая на чины и звания.

Например, отличный воспитательный эффект имел бы видеосюжет из зала суда, в котором крупного чиновника (или члена его семьи) приговаривают к реальному сроку за пьяную аварию. Водитель, знающий, что «никто не откупится», действительно будет вести себя осторожнее. Это доказывает, в частности, и европейский опыт, на который любит ссылаться руководство российского МВД.

Увы, подобного видеосюжета в распоряжении российской ГИБДД нет.

С неотвратимостью наказания у российских правоохранительных органов куда хуже, чем с освоением агитбюджетов. Напротив, на слуху скорее обратные примеры.

Прокурор из Волгограда, сбившая насмерть ребенка после посиделок в кафе, изначально даже не получает статуса подозреваемой. Дочь главы иркутского облизбиркома, сбившая двух прохожих женщин, осуждается на срок с беспрецедентной отсрочкой в 14 лет. В громких столкновениях VIP-автомобилей с обычными гражданами виноватыми оказываются обычные граждане.

Каждый из этих скандалов активно тиражируется СМИ, внедряя в общественное сознание не столько законопослушность, сколько фатализм. К сожалению, именно в таких конкретных случаях гаишники предпочитают отмалчиваться.

Новости и материалы
Названы страны с самым быстрым интернетом
Песков рассказал, чему научил Россию опыт прежних переговоров с Западом
В Кремле заявили, что РФ не обижается на обман Запада во время минских переговоров
Американец Мартиндейл заявил, что Киев должен быть поставлен на колени
Сафонов дал интервью на французском языке
Песков назвал феерическим дипломатический талант Путина
Пенсионерка из Твери лишилась 250 тысяч рублей, пытаясь снять порчу
В Кремле назвали условие, при котором Украина была бы цела
Задержан рейс из России в Египет
Минобороны сообщило о суточных потерях ВСУ в Курской области
Песков обвинил Украину в нежелании «отвечать за слова»
В Совфеде раскритиковали слова спецпосланника Келлога о России
Российский хоккеист «Рейнджерс»: хочется играть и представлять Россию
Петербургская пенсионерка обварилась кипятком в ванне и не выжила
В Кремле заявили, что Россия будет учитывать прежний обман со стороны Запада
Лолита сравнила себя с «занозонькой» после отмены концерта в Волгограде
Россиянка лишилась миллиона рублей, поверив приятелю с сайта знакомств
Россияне увидели в транспортной развязке с постом ДПС в Усть-Лабинске сатанистский символ
Все новости