Причина появления скандальной милицейской фотогалереи с «голосовалкой», судя по всему, обычная халатность. Приспособив для агитационной фотогалереи на официальном сайте скачанный из интернета бесплатный шаблон, пиарщики в погонах просто не учли, что он был сделан для совсем других целей. И не обратили внимания, что теперь мёртвым детям в искореженных машинах посетители могут выставлять оценки и крутить фото трупов в виде слайд-шоу. Что характерно, пока на галерею жаловались только местные уральские пользователи, ГИБДД на жалобы не реагировала. Зато, когда информация попала в центральные СМИ, креатив тут же исчез (по официальной версии, в результате хакерской атаки).
В одной только Свердловской области, заметим, на пропаганду дорожной безопасности ежегодно выделяется около 2 млн руб. Всего же с 2006-го по 2012 годы в России на гаишный креатив по «повышению правового сознания водителей» было отпущено $365 млн. На эти деньги уже проведено много запоминающихся акций. Снят, например, десяток траурных роликов на тему «не пей», «пристегнись», «не торопись». Возведена креативная 12-метровая бутылка из разбитых автомобилей в Москве. Напечатаны тонны буклетов, наклеек, растяжек и плакатов. Закуплены часы рекламы на федеральных и региональных телеканалах (по тульскому ТВ, например, правилам дорожного движения детей учил подполковник Коновалов, позже обвиненный в изнасиловании на отдыхе в Турции). В Сибири к делу были привлечены даже священники: в Красноярске и Тюменской области они, по просьбе ГИБДД, освятили наиболее аварийные перекрестки.
В среднем на «работу с населением» в каждом регионе уходит примерно 10% бюджетов, выделяемых на повышение дорожной безопасности.
При этом чиновники, естественно, настаивают, что весь этот креатив эффективен. Что он доходит до народного сознания и напрямую уменьшает число погибших в ДТП. Говоря это, они наверняка чувствуют себя спокойно. Конечно, связь между агитацией и дорожной статистикой не доказать, но и отсутствие связи тоже.
Однако в век интернета возможность оценить реальный КПД многомиллионной казенной рекламы все-таки есть. Например, средняя совокупная аудитория гаишных агитационных роликов (кстати, запрещенных к демонстрации на ТВ по причине жестокости) на крупнейших видеосервисах Youtube и Rutube составляет всего 8 тысяч зрителей. Аудитория специального агитационного сайта Bezdtp.ru, по данным счетчиков интернет-статистики, не более пары сотен человек в день. И это несмотря на то, что он активно рекламируется на официальном сайте Госавтоинспекции.
Смертность, разумеется, снижается. Но основные причины этого процесса известны. Во-первых, это пополнение российского автопарка новыми, более безопасными моделями. Во-вторых, ужесточение наказаний за пьяное вождение, за выезд на «встречку» и за другие нарушения. Оснований приписывать этот эффект воздействию официозных агиткампаний нет.
Между тем по-настоящему эффективной агитацией за сознательное вождение была бы наглядная демонстрация неотвратимости наказания. Причём для всех, невзирая на чины и звания.
Например, отличный воспитательный эффект имел бы видеосюжет из зала суда, в котором крупного чиновника (или члена его семьи) приговаривают к реальному сроку за пьяную аварию. Водитель, знающий, что «никто не откупится», действительно будет вести себя осторожнее. Это доказывает, в частности, и европейский опыт, на который любит ссылаться руководство российского МВД.
Увы, подобного видеосюжета в распоряжении российской ГИБДД нет.
С неотвратимостью наказания у российских правоохранительных органов куда хуже, чем с освоением агитбюджетов. Напротив, на слуху скорее обратные примеры.
Прокурор из Волгограда, сбившая насмерть ребенка после посиделок в кафе, изначально даже не получает статуса подозреваемой. Дочь главы иркутского облизбиркома, сбившая двух прохожих женщин, осуждается на срок с беспрецедентной отсрочкой в 14 лет. В громких столкновениях VIP-автомобилей с обычными гражданами виноватыми оказываются обычные граждане.
Каждый из этих скандалов активно тиражируется СМИ, внедряя в общественное сознание не столько законопослушность, сколько фатализм. К сожалению, именно в таких конкретных случаях гаишники предпочитают отмалчиваться.