В мире есть остров, особенный остров, где прошлое никуда не делось. Это Великобритания, вечная эпоха расцвета аристократизма и — самое главное — умения это «носить». Величие имперской славы, балов, красивых автомобилей, смокингов и вечерних нарядных платьев продолжает жить в Объединенном Королевстве сегодня — в одежде, праздниках, традициях, кэбах, королеве. Великая Британия продолжает жить в автомобилях марки Jaguar, которой исполняется в этом году 75 лет. Неслучайно даже предприимчивые индийцы из Tata, приобретя легендарный бренд, не решились переносить дорогостоящее производство из родного Ковентри.
17 сентября 2010 года у подножия Coventry Transport Museum прошлый век оживал на глазах. Прошлый век не пылился в музее, а поражал своей реальностью.
75 «Ягуаров» разных эпох, от начала до новейших моделей, в унисон сотрясали пронизанный солнцем утренний воздух мощными моторами, готовые отправиться в исторический юбилейный пробег по родной Англии.
Автомобилям из Ковентри, где традиционно расположено производство, предстояло отправиться в Лондон, к отелю Mayfair, где 75 лет назад сэр Уильямом Лайонсом, основатель марки, впервые произнес ее название. Связь времен обеспечивали не только автомобили, но и люди — владельцы классических моделей, а также почетный гость — внук основателя компании.
Первый автомобиль, названный «Ягуаром» — внушительный седан SS Jaguar 3.5. Настоящий символ довоенных лет. Его владелец незаметно увиливает от всеобщего внимания, и остается только гадать, кто он.
То ли на этой машине его возил папин водитель в школу, то ли он приобрел ее, чтобы почувствовать себя частью того, чем он никогда не был…
Говоришь E-Type — подразумеваешь Jaguar. Сам Энцо Феррари назвал «И-Тайп» самым красивым автомобилем из когда-либо построенных. У E-Type самая богатая «коллекция» владельцев-плейбоев, миллионеров, звезд. Эту машину называли «самым мощным стимулом для женских сердец». Около опасно-красного «И-Тайпа» стоит высокий молодой британец со светло-рыжими волосами, чем-то неуловимо напоминающий принца Уильяма, и со смущенной улыбкой вертит в руках мобильный телефон. E-Type, сразу обращающие на себя внимание, были представлены в значительном количестве – видимо, слова о пути к женскому сердцу не дают покоя многим мужчинам…
Через пару машин и десятков лет от него красуется Daimler Sovereign — автомобиль из эпохи владения «Ягуаром» старейшим британским брендом Daimler.
Приставку Daimler получили самые роскошные модели Jaguar тех лет, в частности Daimler Sovereign, который появился в 1961 году. На машине, участвующей в 75 Anniversary, наклеены трогательные британский и российский флаги с именами членов экипажа. Так владелец Jaguar Daimler Sovereign обнародовал имя своего напарника по пробегу, российского журналиста. Его машина надписью на заднем стекле сообщает всем, что нынешний владелец унаследовал ее от своего отца, покинувшего этот мир совсем недавно. Что, как не машина, лучше всего может связать отца и сына, передать преемственность эпох?.. Если этот автомобиль, конечно, способен пережить эпохи.
Вот легендарный седан Jaguar XJ6 — последняя модель, созданная лично сэром Уильямом Лайонсом. Вобрав в себя последнее дыхание создателя, XJ стал настоящей иконой стиля на те 24 года, что конвейер выпускал эту машину. Его хозяин, казалось бы, совсем не соответствует своему автомобилю: полный, улыбающийся, в клетчатой рубашке, он напоминает недалекого фермера. Он прост в общении и с легким замешательством сразу рассказывает, что он из Ноттингема, у него есть невеста, которой он сделал предложение еще 15 лет назад, и с тех пор они помолвлены.
У них пять… кошек. И пять «Ягуаров». Машины простой парень делит со своим отцом.
Трогательный ласково улыбающийся старичок искренне наслаждается солнечным днем, редким в Альбионе, праздничной атмосферой, многоязычной речью и многочисленными автомобилями своей обожаемой марки. Старичок на чистом английском, избегая характерного акцента, признается, что он из лондонских кокни. В Лондоне есть особый способ определить коренного лондонца: он должен родиться в том месте, из которого слышен звон определенного колокола. Отвлекшись от беседы, он хватает тряпочку и любовно полирует хромированные бамперы своего классического XJ в кузове купе. Купил он его за 2000 фунтов, а в восстановление вложил втрое больше. Ох уж эти ужасные британские налоги — даже пенсионер вынужден выплачивать значительные проценты!
Большинство владельцев ретро-«Ягуаров» оказались людьми среднего и даже пожилого возраста.
Громогласный весельчак лет 65, прибывший на белоснежном родстере XK 120, снимает авиаторские очки и кожаную шапочку и начинает отвешивать комплименты дамам.
На его щеках тонкие красные полоски от очков и едва заметные ободки, нарисованные пылью. Он громко сочувствует своему будущему компаньону-журналисту: ведь шапочкой и очками он делиться не намерен, а у родстера 1949 года нет никаких хитрых обдувов и «теплых шарфов», да и наличие лобового стекла весьма относительно.
Будучи представленным в 1948 году, XK120 произвел настоящую сенсацию. Изначально было выпущено 240 машин с алюминиевым кузовом, но спрос был так велик, что производство продолжили, причем со стальными кузовами. Всего было выпущено 12 000 автомобилей. XK 120 открыл для Jaguar американский рынок и позволил марке вернуть славу после войны.
Во всем этом имперском великолепии почему-то не видно женских лиц. В отличие от Москвы, где проводятся даже женские ралли на классических автомобилях, владельцы автомобилей, созванных на 75-летие «Ягуара», сплошь мужчины. Единственная девушка, пилотировавшая легендарный Jaguar XK8, раскрашенный в цвета британского флага, оказалась пиар-менеджером Jaguar UK. XK8 был создан в качестве «оправы» для «брильянта» Jaguar – появившегося в 1996 году нового двигателя V8. И оправы достойной, удачно воплотившей в себе истинный стиль британской марки.
Так странно и глупо смотрятся современные пластмассовые машины с одинаковой замыленной внешностью, когда мимо них проплывают автомобили начала эпохи.
Рык моторов разносится далеко по асфальтовой трассе, заранее предвещая приближение, над дорогой смыкается зеленый купол деревьев, которые наблюдали за такими же машинами и полвека назад.
При въезде аристократического кортежа в британскую столицу Лондон, застывший в пробках, задержал дыхание и восхищенными вспышками цифровых «мыльниц» осветил дорогу. Впрочем, наверное, 75 лет назад «Ягуары» провожали такими же восторженными взглядами, и изменить этого не смогло даже современное визуальное пресыщение.
Второй день в рамках празднования 75-летия предстояло провести в Гудвуде, на фестивале Revival. Вот она, настоящая Британия: рядом с классическими машинами прогуливается не джинсовая непритязательность, а дамы в винтажных платьях, вуалях, шляпках, перчатках до локтя, мужчины в клетчатых кепи, килтах, твидовых костюмах, шляпах или военной форме времен Второй мировой.
И тут понимаешь по-настоящему, что мы потеряли в 1917 году, приобретя взамен «АвтоВАЗ». Мы лишь пытаемся играть в светскую жизнь, как плохие актеры в провинциальном театре. Британцы просто продолжают жить, доставая по случаю смокинг на официальный ужин или женственное пышное платье из бабушкиного шкафа. Или заводя свой Jaguar 1958 года выпуска, чтобы проехаться на нем в солнечную погоду, надев классические гонщицкие очки.
На выезде из Гудвуда, в вечерней пробке, в которой смешались Ford Focus и классические Aston Martin, беспрекословный восторг сменился усталостью.
Как бы ни были прекрасны и комфортны машины тех лет, в салоне пахнет бензином, в кабриолетах с низким лобовым стеклом воет пыльный ветер, топливо потребляется неэкологичными литрами, крутить весь день тяжеленный руль без гидроусилителя очень утомительно, а припарковать огромный неповоротливый лайнер в современных городах невозможно.
Как невозможно носить пышные платья и шляпки в сегодняшнем ритме. Мир меняется, и другими становятся машины — все стремительнее, технологичнее, футуристичнее. Но ведь так приятно знать, что для обивки перчаточного ящика сегодняшних XJ используется ткань, которую предпочитала королева Виктория, isn't it?..