Самым угоняемым автомобилем в столице остаются «Жигули», сообщил замначальника управления уголовного розыска ГУВД по Москве Рифат Каберов. По его словам, машина очень легко угоняется и ее потом просто сбыть, передает ИТАР-ТАСС. «Покупателя, например, на Bentley найти сложнее, чем на «Жигули», — отметил Каберов. В российском автопарке «Жигули» одна из немногих машин, которую можно угнать без предварительной подготовки.
В текущем году каждый пятый угнанный автомобиль был марки Lada.
Наибольшей популярностью у преступников пользуется марка «Лада-Приора». «Владельцев этих машин я бы попросил быть более внимательными, чем владельцев других автомобилей», — подчеркнул представитель ГУВД.
Среди иномарок в средней ценовой категории чаще всего похищают Ford Focus, Mazda3, Toyota Corolla и Avensis, Honda Civic, Toyota Rav-4, Honda CR-V. Из дорогостоящих машин преступники крадут Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Land Сruiser 100 и Toyota Land Cruiser 200, а также Lexus LX и RX. Из новых машин в группе риска Mitsubishi Lancer, Suzuki Grand Vitara, Nissan X-Trail и Mitsubishi Outlander XL.
При этом расширилась география, куда преступники перегоняют украденные машины. Теперь это не только Северный Кавказ, но и Средняя Азия, где проще легализовать транспорт. Машины увозят из Москвы в Киргизию, Казахстан, Афганистан, Китай.
В то же время в столице стали реже похищать машины путем разбоев и грабежей.
«За 7 месяцев этого года число преступлений, связанных с открытым хищением транспортных средств, удалось сократить на треть, и оно составило 81», — сказал представитель ГУВД. В Москве грабители чаще всего покушаются на владельцев внедорожников Porsche Cayenne, BMW-X5 и Range Rover.
Количество краж автомобилей в России не сокращается, констатируют эксперты.
При этом больше шансов вернуть машину, если ее угнали подростки либо просто хулиганы или наркоманы. В отношении таких злоумышленников возбуждается ст. 166 УК (угон, до 5 лет тюрьмы). «Это самые легкораскрываемые дела, — рассказывает адвокат Петр Домбровицкий. — А вот профессиональные угонщики — это целая банда, в которой у каждого есть роль: физическое прикрытие на случай неожиданного появления хозяина авто, сами угонщики. Отдельные люди занимаются легализацией машины, обязательно есть связи в ГИБДД. Бывают случаи, когда даже машина, купленная в автосалоне, числится в угоне».
В случаях хищения авто с целью сбыта возбуждается статья 158 УК (кража, до 10 лет тюрьмы), однако милиционерам крайне редко удается раскрыть эти преступления. «Для этого нужен очень сильный агентурный аппарат, — говорит адвокат. — Милиционеры в розыске больших успехов не делают. Дорогостоящие машины, как правило, не находят, потому что они идут под заказ. Часто воруют авто звезд шоу-бизнеса, так как считается престижным ездить на машине, владельцем которой была знаменитость».
Вместе с тем крадут машины в России в несколько раз чаще, чем в Европе, свидетельствуют данные ГК «Эшелон Геолайф».
«В Европе очень хорошо работают страховщики, поэтому в случае угона бывший автовладелец получает хорошую выплату, — рассказал директор по развитию бизнеса ГК «Эшелон Геолайф» Игорь Хереш. — В Европе также слабо развита противоугонная система, так как легализовать, а затем продать машину там практически невозможно». Поэтому угнанные в Европе машины уходят либо в Среднюю Азию, либо в Россию.
По словам эксперта, чтобы обезопасить свою машину, даже не очень дорогостоящую, необходимо поставить дополнительный противоугонный комплекс. «Даже если это Daewoo Nexia, то все равно нужно поставить дополнительную защиту, — говорит Игорь Хереш. — Вор все равно не будет возиться с комплексом, даже с дешевым, а возьмет такую же, но без защиты».
Кроме того, ГУВД рекомендует помимо электронных пользоваться еще и механическими средствами защиты от угона, потому что преступники сейчас «не ходят с бензопилами и отмычками».