На совещании в Рязани во вторник премьер-министр Владимир Путин рассказал, что сейчас начато формирование системы экстренного реагирования при дорожных авариях ЭРА-ГЛОНАСС. По его словам, целью внедрения этих систем является уменьшение сроков оказания помощи людям, оказавшимся в беде.
«ЭРА-ГЛОНАСС должна быть развернута на всей территории страны к 2014 году, однако полагаю, что уже с 2012 года все новые автомашины могли бы продаваться со встроенными системами этого комплекса», — приводит агентство «Интерфакс» слова премьер-министра.
Пока правительство предполагает оборудовать системами ГЛОНАСС лишь транспорт, закупаемый для государственных нужд, уточнил вице-премьер Сергей Иванов. «Мы не можем обязать индивидуумов устанавливать приемники ГЛОНАСС, речь шла исключительно об оборудовании государственного транспорта», — сказал он, пояснив, что, в частности, имеются в виду машины «скорой помощи» и автомобили, используемые госорганизациями», — приводит ИТАР-ТАСС слова Иванова.
Речь идет о том, что все транспортные средства, которые будут покупаться за государственный счет для милиции, пожарной охраны, скорой помощи, местных и региональных властей, будут оборудованы приемниками ГЛОНАСС, что позволит повысить оперативность, подтвердили «Газете.Ru» в Белом доме.
Применение навигационных систем регламентируется законом о навигационной деятельности, подзаконные акты разрабатывает Минтранс.
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса, в соответствии с постановлением правительства от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», навигацией предполагается оснастить транспорт, используемый для перевозки людей, специальных либо опасных грузов, а также большегрузные автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн.
Однако разработчики системы оповещения при авариях ЭРА-ГЛОНАСС рассчитывают, что рано или поздно она будет внедрена повсеместно.
Единственным исполнителем госзаказа на ее внедрение является ОАО «Навигационно-информационные системы», (ОАО НИС) на 51% принадлежащее АФК «Система», а на 49% ОАО «Российские космические системы», созданному на базе ФГУП Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения.
Как сообщили «Газете.Ru» в ОАО НИС, которое является федеральным оператором навигационных услуг и курирует проект ЭРА-ГЛОНАСС, автомобили предполагается оснащать модулями двойного стандарта, работающими с ГЛОНАСС и GPS, что позволит обеспечить высокую точность позиционирования и при этом обеспечить «навигационный суверенитет». Позиционирование автомобиля будет осуществляться при помощи спутников, а экстренный сигнал передается по каналам сотовой связи GSM.
«Мы ведем переговоры об оснащении модулями новых автомобилей с «АвтоВАЗом», а также другими крупными автокомпаниями, которые производят автомобили на территории России», — сказал «Газете.Ru» представитель НИС Игорь Фрумкин. Переговоры ведутся и с представителями внедряемой в Европе системы e-call, основанной на позиционировании при помощи сотовых вышек.
По его словам, ориентировочная стоимость автомобильного модуля ЭРА-ГЛОНАСС составит порядка 3000 рублей. Он будет оборудован двумя кнопками – для экстренного вызова и предоставления информационных услуг. Модуль будет оборудован собственным датчиком ускорения, а также будет скоммутирован с датчиками подушек безопасности автомобиля (при их наличии). Предполагается, что в случае аварии сигнал тревоги поступит в навигационно-информационный центр — диспетчер свяжется с автомобилем, в котором сработал модуль, и, убедившись, что сигнал не ложный (либо не получив ответа), свяжется с экстренными службами.
При этом связь будет обеспечена только по каналам GSM: модуль подключится к сети любого сотового оператора. Однако при отсутствии сети связи с диспетчером и вызова экстренной службы не будет. В дальнейшем рассматривается возможность применения более дорогостоящей спутниковой связи, однако лишь для автомобилей, эксплуатируемых в труднодоступных районах: их количество не превысит нескольких процентов.
Предполагается, что для оповещения экстренных служб будут задействованы региональные центры управления в кризисных ситуациях МЧС (служба 112), в которые будет поступать информация из навигационно-информационных центров.
Как сообщается в справке о компании ОАО НИС, в ее совет директоров входят, в частности, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, министр транспорта Игорь Левитин, руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.
Автокомпании готовы устанавливать ГЛОНАСС-оборудование, если будет принято решение сделать его обязательным и оно будет внесено в стандарты, однако говорят, что внедрение двойной системы ГЛОНАСС-GPS потребует времени и инвестиций.
«Внедрение такой серьезной системы находится вне компетенции российского представительства. В России мы имеем только сборочные производства и не занимаемся инжинирингом. Техническая возможность ее внедрения для какой-либо модели может рассматриваться инжиниринговыми центрами головной компании», — пояснил «Газете.Ru» пиар-директор General Motors СНГ Сергей Лепнухов.
«В настоящее время все наши автомобили оснащаются системами навигации на основе GPS. Эта система достаточно эффективна и экономична, что, в частности, достигается за счет больших объемов производства. Внедрение навигаторов другой системы потребует денежных инвестиций и времени на поиск поставщиков, разработку модулей для существующих и будущих моделей автомобилей и отладку. Конкретные суммы и сроки в настоящее время мы оценить не можем, так как нам неизвестны технические параметры новой системы», — сообщила «Газете.Ru» пиар-менеджер Volkswagen Group Rus Юлия Карулина.