Смотреть чемпионат мира по ралли удобнее всего по телевизору: многочисленные камеры в руках операторов, на земле, на автомобилях и вертолетах показывают гонку много и разно, в красках и динамике — стоя у обочины гоночной трассы, за оранжевым сетчатым ограждением, такого не увидишь. Зато экран, пусть и с очень высоким разрешением или даже 3D, не сможет передать плотность адреналина в воздухе финского леса.
Перед тем как на допе стартуют спортсмены, над трассой зависает вертолет, воем сирены разгоняющий зрителей, которые как гроздья винограда облепили уже края поворотов и от нетерпения почти выскакивают на трассу. Затем появляются «нулевые» экипажи, а за порядком следят маршалы в сигнальных жилетах, подающие свистки при приближении гоночного экипажа.
Движение спортсменов по трассе сопровождается ревом, визгом и практически орудийной пальбой, при перегазовках из глушителей раллийных машин вырывается пламя, турбонаддув свистит, а в воздухе повисает запах сгоревшего гоночного бензина, совершенно специфический — смесь спиртового с керосиновым. Раллийные болиды с гравийными шинами Pirelli (монопольный поставщик резины для WRC) выгрызают из дороги щебенку, зрителям приходится беречь глаза, а фотографам — объективы.
Баритональный голос Citroen и Ford класса WRC, жужжащий тенор Skoda Fabia S2000, Ford Fiesta, Peugeot 207, встречающийся и на обычных дорогах звук моторов почти серийных Mitsubishi Lancer Evolution, Subaru Impreza... Их голоса различимы и узнаваемы, так что опытный зритель знает, кто сейчас выскочит из-за поворота и, подняв столб пыли и разбросав щебенку, умчится за следующий поворот.
А публика тут действительно опытная, случайных почти нет. На парковке помимо традиционного европейского ширпотреба с повышенным процентом Volvo и Saab много «заряженных» машин – Ford Focus ST Subaru Impreza WRX STi, Lancer Evo всех поколений. Кто-то из местных приехал смотреть ралли на редком Porsche 911 Targa 1970-х годов, есть фанаты, совершившие бросок от самой Москвы на «УАЗе Патриот» или от Питера – на «Иж Оде».
Большинство спецучастков проходятся гонщиками дважды, с интервалом в несколько часов, а после завершения гонки дорогу в скором времени вновь открывают для проезда транспорта, оперативно смотав ограждения и убрав колышки. А на магистральных дорогах между этапами выстраиваются пробки — за счет перемещения на следующий участок гоночных экипажей (которым дают преимущественный проезд) и зрителей.
Типичная экипировка местного раллийного болельщика, занявшего с утра место на трассе, — туристический рюкзак, совмещенный с раскладным стульчиком. Причем популярностью пользуются «продвинутые» модификации — целые кресла с подстаканниками в подлокотниках. На шее Rally Pass — абонемент на все спецучастки и пропуск в сервисный парк ценой в 55 евро. В руках радиоприемник, транслирующий Rally Radio, или фотоаппарат, во взгляде сосредоточенность. Тем, кто не готов платить за всё сразу, предоставляется возможность приобрести отдельные билеты. Надвигается дождь, и болельщики напяливают ветровки, флегматично поглядывая в небо.
Финские спортсмены выступают в основных экипажах заводской команды Ford, и синие футболки с именами Микко Хирвонена, Ярно Лехтинена, Яри-Матти Латвалы и Микко Анттилы особенно популярны.
Автогонки — это еще и один из самых опасных видов спорта. На каждом пропуске и брошюрке и наклейке, имеющим хоть какое-то отношение к ралли, непременно нанесено предупреждение о том, что автоспорт может быть опасен.
На финском ралли, где автомобили проносятся на минимальном расстоянии от деревьев, а зрители после проезда контролеров возвращаются на облюбованные места, риск особенно велик. Случись что — от раллийного снаряда, летящего со скоростью под 200 км/ч, не увернуться, а деревья могут и не помочь. В первый соревновательный день, 30 июля, с дистанции сошел экипаж Ford Микко Хирвонена и Ярно Лехтинена. Их Ford Focus RS WRC в пятницу несколько раз перевернулся после неудачного приземления. В этот раз всё обошлось: автомобиль летел строго параллельно дороге и кувыркался на ней, теряя куски обшивки, дверь, капот. Благодаря каркасу безопасности и защитной экипировке пилот и штурман не пострадали и выбрались из лежащей на боку машины через дверь и разбитое лобовое стекло.
Однако и сейчас, когда гонщики в автомобилях WRC максимально защищены, трагедии на ралли всё же происходят. В 2005 году на Ралли Уэльса погиб штурман эстонского гонщика Марко Мартина, англичанин Майкл Парк. На Ралли Уэльса их Peugeot 307 WRC вылетел с трассы и на скорости около 120 км/ч боком врезался в дерево.
В 2010 году Ралли Финляндии выиграли коллеги Хирвонена и Лехтинена по команде — экипаж Ford в составе 25-летнего финского пилота Яри-Матти Латвалы и штурмана Микко Анттилы. Яри-Матти захватил лидерство после седьмого спецучастка гонки и удержал 10-секундный отрыв от французского экипажа Себастьена Ожье из команды Citroen, Шестикратный чемпион мира и лидер нынешнего чемпионата Себастьен Лоб из Citroen на гравийных трассах Финляндии был третьим. Бронзу он вырвал у норвежца Петтера Солберга, опередив его на 4,7 секунды.
Победа Латвалы на этапе чемпионата мира стала четвертой в его карьере и второй в этом году — в мае он выиграл Ралли Новой Зеландии.