Во вторник Конституционный суд РФ признал ряд положений закона Краснодарского края об организации работы такси не соответствующими Конституции России. Речь здесь о п. 3 ч. 1 ст. 6, а также о п. 1 ч. 4 ст. 7 закона Краснодарского края от 27 марта 2007 года «Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае». Документ обязывает перевозчиков иметь «удостоверение соответствия», а водителей таксомоторов — «карточку соответствия» и «талон культуры обслуживания пассажиров».
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба граждан — индивидуальных предпринимателей Береснева, Дудко, Кривицкого, Кухтицкого, Ниниева, Свечникова и Шилкина. Заявители привлекались к административной ответственности за отсутствие вышеуказанных документов. Суды, куда обращались заявители, разрешали их дела по-разному: в отношении одних суд прекратил делопроизводство, другие были признаны виновными в совершении административного правонарушения.
КС постановил, что условия допуска к предпринимательской деятельности в сфере транспорта, установленные законом края, ограничивают права и свободы бизнесменов и не вытекают из федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
Критерии выдачи-невыдачи удостоверения соответствия водителям такси размыты и оставляют простор для произвола местным органам власти. Согласно установленным нормам, получается, что соискатель удостоверения на право таксомоторных перевозок должен соответствовать не только требованиям действующего законодательства – как федерального, так и краевого, но и субъективным представлениям чиновников о качественных и безопасных услугах. Таким образом, закрепленные в указанных статьях нечеткие и неопределенные требования выходят за пределы федеральных законов, нарушают конституционные гарантии прав и свобод граждан и противоречат Конституции РФ, сообщает пресс-служба Конституционного суда РФ.
«Мы согласны, что нужен закон, четко регулирующий отношения водителя и пассажира, — говорит Сергей Ясинский, бригадир краснодарской фирмы «Таксо». — Нашим требованием было только устранить из закона абсурдные пункты. Я считаю, что этот закон был направлен только на устранение рыночной конкуренции. Кстати, наказывать за отсутствие «карточек соответствия» начали в тот же день, когда их ввели. Получить эту карточку очень сложно: нужно собрать более 20 справок, привести весь таксопарк в соответствие с новыми нормами. Оформление одной — 20 тысяч рублей. А некоторым фирмам «удостоверения соответствия» выдавались авансом — с условием, что они в будущем исправят все недостатки. Почему не всем?! Подобная избирательность всерьез подрывает бизнес, заставляет усомниться в бескорыстии чиновников. В конце концов, мы боролись не только за свои права, а и за право краснодарцев пользоваться доступным такси», — возмущается предприниматель.
Противоположного мнения придерживается Сергей Гвоздык, председатель ассоциации таксомоторных предприятий Кубани.
«Этот закон давал таксистам возможность работать нормально, создавал предпосылки к возникновению здоровой конкуренции.
По сравнению с 2007 годом, когда он был принят, в крае сейчас уже 60–70 процентов новых автомобилей», — говорит он. По его словам, на кубанских дорогах появились даже автомобили-такси представительского класса. Карточки соответствия выдаются бесплатно — автомобилям не старше 8 лет, имеющим полугодовой технический осмотр.
Полностью согласны с этим законом были большинство руководителей таксомоторных предприятий города Краснодара. Отмена в 2005 году лицензии на перевозку пассажиров привела к тому, что в городе стали «таксовать» старые разбитые машины. «Лично мне попадались даже такси, у которых полностью выгнило дно, и пассажиры после поездки выходили с забрызганными грязью по колено ногами, — вспоминает Гвоздык. — Я считаю, что закон улучшил культуру обслуживания пассажиров. Отмена пунктов статей 6 и 7 превращает его в закон «ни о чём». Наша ассоциация долго добивалась его принятия, он очень нужен, так как гарантирует безопасность пассажиров и высокую культуру обслуживания». Ассоциация ежегодно проводит опросы горожан о работе такси.
В 2005 году из 200 опрошенных 199 были недовольны качеством работы таксистов, а в 2009-м — уже только 32. Я считаю, что данная отрасль обслуживания в Краснодарском крае — впереди всей России благодаря этому закону.
Ставропольский край поддерживает инициативу краснодарских властей и планирует принятие подобного положения об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами. «Законодательным собранием мне поручено провести работу по Адыгее, но там идет сопротивление правового управления аппарата государственного совета — хасэ — Республики Адыгея», — рассказывает Гвоздык.
Между тем работники уже 20 таксомоторных компаний Краснодара работают в новой униформе — синих рубашках с коротким рукавом, надписью «Краснодар» на левом кармане и буквой «Т» на рукаве. Перевести на форменную одежду все такси города чиновники планировали до конца июня. Сейчас сроки переодевания продлили на месяц — до конца июля. По мнению городских властей, форменная одежда поможет в борьбе с нелегальными таксистами, постоянно завышающими цены. Сочинских таксистов переодели в униформу еще в прошлом году.
Региональные законы, регулирующие деятельность таксомоторных организаций, есть и в других регионах, и нередко они также становятся предметом разбирательств.
Так, в Москве закон «О такси в городе Москве» был принят еще в 2008 году, но все еще остается декларацией, так как местные законодатели не могут разработать механизмы его поощрения. Тем временем прокуратура города нашла нарушения в законе, касающиеся пунктов, предоставляющих льготы для «добросовестных участников рынка». Налоговые послабления и скидки для арендаторов были обещаны только тем таксопаркам, которые войдут в добровольный реестр перевозчиков и служб заказа такси «Московское городское такси». Для желающих вступить в реестр устанавливались жесткие условия, по которым машины, их водители и операторы такси должны соответствовать списку из 11 требований. Водители должны иметь стаж не менее трех лет, знать русский язык и ориентироваться в городе, а также иметь электронный таксометр и кассовый аппарат. Тем временем, по данным Московского транспортного союза, в Москве работают около 40 тыс. такси, из них только 5 тыс. официально зарегистрированы.