С рынка обязательной автогражданки в этом году могут уйти в общей сложности 16 страховых компаний. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин, передает Агентство страховых новостей (АСН). За пять месяцев текущего года лицензию потеряли уже шесть страховщиков, в числе которых ООО «Империя страхования», ЗАО РУКСО, ООО «Страховая компания «Арбат» и «Национальное качество», входившая в число 50 крупнейших участников рынка ОСАГО.
С начала действия в России страхования ОСАГО рынок покинули уже 46 компаний, при этом в 2009 году лицензия была отозвана у 17 страховых обществ.
Основным индикатором для отзыва лицензии выступают многочисленные жалобы граждан и юридических лиц на участника рынка, который задерживает выплаты или вовсе перестает платить, рассказал «Газете.Ru» начальник отдела анализа условий страхования и практики применения страхового законодательства Росстрахнадзора Игорь Овчинников.
По прогнозу РСА, в этом году он получит 10400 жалоб, касающихся ОСАГО, в то время как в 2008 году таких жалоб поступило 6 500, сообщает АСН.
«Когда поступают звоночки в отношении компании, то вызывается ее представитель и объясняет, почему начались финансовые проблемы», — пояснил господин Овчинников. Как правило, компания берет время на то, чтобы уладить текущие проблемы, однако после этого в более чем 90% случаев страховщик на рынке не выживает.
Основная причина «гибели» страховщиков — неправильное распределение портфеля. Финансовый кризис обнажил проблему сбалансированности страхового портфеля. «Узконаправленные страховщики, ориентированные только на ОСАГО, не выживут, потому что по ОСАГО размер ущерба бывает значительней, чем премия», — подчеркнул Игорь Овчинников.
По-прежнему встречаются случаи, когда недобросовестный страховщик берет на себя определенные обязательства по принципу финансовой пирамиды. Он оформляет полисы автогражданки, однако изначально преследует одну цель — собрать денег, а потом уйти.
Впрочем, ОСАГО — это единственный вид страхования, предусматривающий механизм компенсационных выплат. Для этого в РСА создан специальный резерв, куда все участники рынка ОСАГО отчисляют деньги. В случае если у компании отозвана лицензия, потерпевший идет получает деньги в союзе. «Здесь только вопрос в скорости оформления, поскольку компании сейчас уходят достаточно резво и физически обслужить такое большое количество клиентов бывает затруднительно, хотя сами сотрудники РСА пытаются уложиться в 30 дней», — сказали в Росстрахнадзоре.
Так, РСА прогнозирует, что в этом году союзу придется произвести компенсационные выплаты на сумму 4,94 млрд руб. В прошлом году таких выплат было осуществлено на 3,43 млрд руб.
Между тем в случае отзыва лицензии у страховщика без каких-либо компенсаций остается автомобилист, который приобрел полис автогражданки у недобросовестной компании. Деньги за страховку в такой ситуации вернуть практически невозможно.
«Если вы являетесь страхователем, то имеете право на получение пропорциональной части своей премии, то есть имеете право получить остаток денег, поскольку компании больше нет, — объясняет механизм Игорь Овчинников. —
На практике сделать это очень проблематично, поскольку в РСА ничего не получите, потому что союз отвечает по обязательствам только перед потерпевшим».
По обязательствам компания, потерявшая лицензию, должна отвечать перед клиентами, однако до человека эти деньги, как правило, не доходят. «Если у компании отозвана лицензия, то в течение трех месяцев она должна уладить отношения со страхователями — уведомить об отзыве лицензии и либо передать договоры граждан в другую компанию, либо расторгнуть и выплатить часть премии, но на практике эта схема редко работает. Никто не хочет добровольно платить», — заключил Игорь Овчинников.