Госкорпорация «Ростехнологии» планирует довести пакет акций «АвтоВАЗа» до 40% в процессе реструктуризации долга автогиганта, сообщает Reuters со ссылкой на главу госкомпании Сергея Чемезова. «Renault планирует сохранить свой пакет, а у нас, наверное, будет где-то за 40%», — сказал он журналистам в понедельник.
В процессе реструктуризации владельцы блокирующих пакетов акций предприятия («Ростехнологии», Renault и «Тройка Диалог») подпишут акционерное соглашение, согласно которому часть долга конвертируют в акции. Ожидается, что эта процедура завершится до конца 2012 года, она будет проходить в несколько этапов. При этом, по словам главы госкомпании, доли «Тройки» и миноритарных акционеров могут быть размыты, а Renault сохранит свою долю, предоставив технологии и оборудование.
«Понятно, что французы сразу такую сумму не могут внести, поэтому взносы будут разбиты на транши, скорее всего, не в виде денег, а в виде технологий, оборудования», — уточнил Чемезов.
В компании Renault подтвердили, что выпуск дополнительных акций «АвтоВАЗа» и увеличение доли «Ростехнологий» не приведет к размытию пакета французской компании.
«Увеличение капитала Ростехнологий возможно в рамках договоренностей, объявленных при подписании в ноябре 2009 года меморандума о реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ».
Доля Renault в капитале «АвтоВАЗа» остается на прежнем уровне – 25%», — сообщила «Газете.Ru» пресс-атташе компании «Автофрамос» Ольга Сергеева.
Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков заявил «Газете.Ru», что вопросы о перераспределении акций компании находятся в компетенции ее акционеров. В пресс-службе «Ростехнологий» на момент публикации материала на запрос «Газеты.Ru» не ответили.
В начале мая «АвтоВАЗ», долг которого по итогам 2009 года составил порядка 38,6 млрд рублей, получил от государства 28 млрд рублей на погашение долгов перед банками-кредиторами. Обязательным условием предоставления этой суммы была разработка программы развития завода на 10 лет – после ее утверждения деньги были перечислены заводу. А в начале мая «Ростехнологии», «АвтоВАЗ» и его основные кредиторы, «Сбербанк» и «Внешторгбанк», подписали меморандум о сотрудничестве, подразумевающий реструктуризацию долгов автопроизводителя.
Планируется, что в дальнейшем банки, находящиеся под контролем государства, выдадут заводу новые кредиты для финансирования инвестиционных проектов примерно в том же объеме, что и погашенные из государственных средств долги. Как сообщил на презентации бизнес-плана «АвтоВАЗа» вице-президент по финансам Олег Лобанов, Сбербанк и ВТБ рассмотрят вопрос о выделении 24 млрд рублей на срок до 5 лет.
По словам вице-премьера Игоря Шувалова, вопрос о реструктуризации оставшегося долга «АвтоВАЗа» решается. «Этот объем, 10 миллиардов, это то, о чем мы договаривались», — уточнил чиновник в интервью РИА «Новости».
Помимо сумм, предназначенных для расчетов с банками-кредиторами, в 2009 году государство перечислило «АвтоВАЗу» через «Ростехнологии» 25 млрд рублей в качестве беспроцентной ссуды, а в начале 2010 года – еще около 12 млрд на расчеты с поставщиками.
По мнению экспертов, увеличение пакета акций «АвтоВАЗа», находящегося в руках «Ростехнологий», является логичным шагом, однако говорит о том, что деньги завод не вернет.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков рассказал «Газете.Ru», что за последние два года, когда «АвтоВАЗ» вошел в сложную финансовую ситуацию, только «Ростехнологии» вкладывали в завод реальные деньги: всего 78 млрд рублей. «Ни «Тройка-Диалог», ни Renault фактически никаких финансовых вливаний не делали, — констатирует аналитик. — Renault своими технологиями пообещало внести какой-либо вклад, «Тройка» вообще отказалась от финансирования».
Таким образом, увеличение доли «Ростехнологий» выглядит вполне логично. «Либо другие акционеры на равных правах должны вкладывать средства, либо доля того акционера, который вкладывает, должна увеличиваться, — говорит Целиков. — Но «Тройка» не готова вкладывать средства, хотя и не против, если ее доля будет уменьшаться».
Компания Renault, в свою очередь, кредитовать российский завод в том же объеме, что и государство, не готова.
«Renault с другими задачами входило на «АвтоВАЗ», и компании сейчас более выгодно обанкротить предприятие, чем его спасать через какие-то финансовые вливания, — рассуждает господин Целиков. — Но банкротство опасно – это очень большая социальная нагрузка».
Между тем экономисты считают, что увеличение доли госкомпании в «АвтоВАЗе» говорит об одном – концерн деньги не вернет. «Сейчас происходит ситуация, когда стало ясно, что деньги «АвтоВАЗ» не вернет, и сейчас нужно, чтобы эти долги государству были оформлены иным образом, — заявил «Газете.Ru» директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. — Сейчас происходит то, что государство через свою «дочку» осуществляет обмен безнадежного долга на актив. В качестве псевдовозврата долга принимает определенное количество акций».